Меню
16+

Газета «Сельская новь»

23.05.2017 09:52 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 19.05.2017 г.

Герой с Тихой заставы

Автор: В. Масляков,
историк и учитель истории МБОУ «Хабоцкая сош».

Памятник погибшим пограничникам на 12-й заставе.

В память о подвиге Владимира Елизарова в 2012 году в Твери была открыта мемориальная доска, расположенная на фасаде дома по адресу: ул. Хромова, 19, где он проживал. Имя Героя увековечено и на городском мемориале воинам-интернационалистам.

Есть в центре современного Лихачёвского сельского округа на границе с бывшим Ульянинским сельским поселением ныне заброшенная деревенька Прокофьево, в недалёком прошлом населённая трудолюбивым народом, от которого теперь в этом месте никого и не осталось.
Среди многочисленных семей жителей этой деревни была и семья Сергея Алексеевича Елизарова – одна из нескольких Елизаровых. В ней кроме матери -Анастасии Ивановны и отца Сергея Алексеевича жили две дочери и сын Михаил. Старшая из дочерей – Людмила Сергеевна Цветкова и в настоящее время проживает в селе Хабоцкое. Всю свою жизнь она отработала в колхозе имени Кирова дояркой, воспитала одна с помощью отца и матери двух хороших дочерей- Татьяну и Ольгу, потому что муж умер довольно молодым. Сам Сергей Алексеевич почти до конца своей жизни работал в колхозе, а в старости возил хлеб с Хабоцкой пекарни в свою деревню и Лоховский магазин. Вторая дочь –Валентина, 1949 года рождения, после окончания Хабоцкой восьмилетней школы уехала в Калинин, выучилась в ПТУ на штукатура- маляра, работала в нескольких городах Калининской области. Затем Валентина Сергеевна переехала в г. Калинин. 20 ноября 1972 года у неё появился единственный сын Владимир.
Жила Валентина небогато, но после рождения ребёнка она получила в г.Калинине квартиру и продолжала работать по специальности. Малолетний Володя воспитывался в детском саду, а позже ездил в пионерский лагерь. Но в любом случае, до или после окончания смены, он всегда приезжал к деду в Прокофьево , где сдружился с мальчишками из окрестных деревень, занимаясь с ними немудрёными деревенскими парнишечьими делами. Как я помню, Владимир был спокойный, рассудительный юноша выше среднего роста, хрупкого телосложения. Ничем особенным среди местных ребят он не выделялся, выглядел скорее более скромным, чем наши деревенские. Приезды в деревню к деду были частыми, и Владимир очень любил жить у своих многочисленных родственников. Город и интернат, где он учился, по его словам, не очень привлекали паренька. Родственники вспоминают, что он хотел бы лучше жить в деревне, где почти все ребята относились к нему более приязненно, чем в Калинине.
Его приезды в Прокофьево продолжались практически до армейской службы ребят. В 1989-1990 годах все его деревенские друзья уже служили в армии.
После окончания школы-интерната № 3 в Калинине Владимир поступил в среднее профессиональное техническое училище № 6, где получил специальность «станочник широкого профиля». Он работал некоторое время на Тверском вагоностроительном заводе.
Идти в армию, по словам его девушки Светланы, он не очень хотел, но его призвали в ноябре 1991 года, когда хабоцкие друзья его отслужили по полгода. Сначала Володя прошёл подготовку в учебном полку в г. Ковров Владимирской области, позднее был переведён в Тамбов. Во время службы он освоил специальность стрелка ПЗРК, а с июня 1992 года стал служить в мотострелковом полку в Группе советских войск в Германии (ГСВГ). В сентябре 1992 года в связи с выводом советских войск из Германии, В.Елизаров был переведён в пограничные войска и направлен в Таджикистан, на 12-ю заставу Московского погранотряда, находившуюся на таджико-афганской границе. На границе он стал инструктором служебных собак.
Чтобы понять истоки подвига офицеров и солдат 12 пограничной заставы, где произошли события двадцатичетырёхлетней давности, нужно вернуться к «перестройке» и распаду СССР.
После провала попытки ГКЧП в августе 1991 года сохранить страну, в большинстве среднеазиатских республик бывшего Союза резко активизировались антикоммунистические исламистские партии и организации, целью которых было возвратить Среднюю Азию в средневековье. Эти силы особенно энергично стали действовать в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, граничащих с Афганистаном. Превращение этого региона в рассадник напряженности на юге России было, да и сейчас есть, не в интересах России. Поэтому границу с южным соседом бывшего СССР – Афганистаном, где многие были в эйфории от «победы над шурави», охраняли призванные в армию ещё в советское время воины-интернационалисты и молодые национальные кадры пограничников.
В то же время значительная часть жителей этих республик была против превращения процветающих городов и сёл в подобие афганских. Между сторонниками и противниками воинствующего ислама той или иной национальной окраски в Средней Азии начались стычки, позже переросшие в некоторых республиках в гражданскую войну или
войну этническую.
В Таджикистане в 1991 году началась гражданская война.
Республика Таджикистан в 1993 году была уже независимым государством и лакомым кусочком для афганских властей: талибам нужно было расширять сферы своего влияния и искать новые рынки сбыта наркотиков и продвигать
войну на север.
Проблема была в одном – на таджикско-афганской границе стояли пограничники СНГ, в том числе и русские. Нужно сказать, что вооружённые формирования талибов и ваххабитов уже несколько раз обстреливали 11-ю и 13-ю заставы Пянджского погранотряда, а 12-ю заставу до трагического дня 13 июля 1993 года беда обходила стороной. Поэтому 12 заставу прозвали Тихой. На заставе служили 48 пограничников. Сегодня трудно сказать, сколько было бандитов из Афганистана и наёмников из арабских стран и стран СНГ в этом интернациональном бандформировании. Чаще всего считают, что на заставу напало несколько банд боевиков из Таджикистана и отряд афганской армии общей численностью от 250 до 400 человек, которые имели на руках до 4-х безоткатных орудий, пять установок реактивного огня, 12 пулемётов, 30 ручных гранатомётов, два миномёта.
12-я застава была расположена около реки Пяндж, у подножия гор, и к ней вела всего одна дорога. Слово «Саригор» переводят на русский язык как «яма в горах». Она и в самом деле была ямой, простреливаемой со всех сторон. Дорогу к заставе боевики предварительно заминировали, чтобы не подошла бронетехника с севера. Вряд ли целью нападавших был захват заставы с целью создания плацдарма для наступления на пророссийски ориентированный город Куляб. Скорее эта авантюра имела задачу устрашения русских пограничников, вызвать шок среди родителей военно-служащих и дать возможность «демократической оппозиции», отрабатывая деньги своих спонсоров, требовать прекращения борьбы с международным экстремизмом. Бандиты ночью перешли границу и, окружив заставу с помощью своих единоверцев — местных ваххабитов, ранним утром начали стягиваться к ней, чтобы наверняка перебить пограничников.
В. Елизаров в то страшное утро находился в пограничном дозоре. Этот дозор и объявил боевую тревогу. Вся застава была в несколько минут на ногах. Боевики сразу же открыли огонь по казарме, единственной БМП, хозяйственным постройкам, укреплённым пунктам на заставе. Первыми же выстрелами бандиты подбили БМП, перебили его экипаж и вывели из строя станковый гранатомёт СПГ-9. Тяжёлое ранение получил начальник пограничной заставы М. Майборода, который вскоре умер, сразу же были убиты и ранены несколько пограничников.
Владимир Елизаров находился в отдалении от здания казармы, где оборонялись основные силы пограничников, и принял бой сначала с двумя товарищами около подбитого бронетранспортёра, а после их гибели — сражался в одиночку. Он отстреливался из пулемёта, а когда закончились патроны и сзади, с гор, боевики стали приближаться к бронетранспортёру, Володя, уже раненый, решил прорваться к питомнику служебного собаководства, чтобы открыть его и спасти своих питомцев и продолжить бой. Ему это почти удалось, но он сразу был окружён пятью боевиками, с которыми вступил в рукопашную схватку и погиб в ней.
Оставшиеся в живых пограничники под командованием Героя России – заместителя начальника заставы лейтенанта Мерзликина с боем вырвались из окружения и смогли пробиться к своим. Всего в одиннадцатичасовом бою погибли 22 пограничника и трое военнослужащих – контрактников 201-й дивизии, боевики потеряли до 70 человек.
Указом Президента Российской Федерации № 1050 от 19 июля 1993 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга во время инцидента на таджикско-афганской границе, сержанту Владимиру Фёдоровичу Елизарову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. По моим сведениям, Володя стал первым тверским Героем России. Кроме него, звание Герой России получили ещё 4 пограничника (трое посмертно). По материалам в печати известно, что оставшиеся в живых пограничники на вопрос, кто достоин звания Героя России, первым назвали сержанта Владимира Фёдоровича Елизарова.
Владимир Елизаров был похоронен с воинскими почестями на Дмитрово-Черкас-ском кладбище Твери.
В память о подвиге Владимира Елизарова в 2012 году в Твери была открыта мемориальная доска, расположенная на фасаде дома по адресу: ул. Хромова, 19, где он проживал. Имя Героя увековечено и на городском мемориале воинам-интернационалистам.
Мать Героя, Валентина Сергеевна, не смогла пережить страшную гибель единственного сына и вскоре скончалась в сравнительно молодом возрасте.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

132