Меню
16+

Газета «Сельская новь»

07.05.2018 09:35 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 27.04.2018 г.

Районная газета - на переломе 90-х

Автор: В. Солунин

Приближаясь к рубежу газетного века, мы оглядываемся назад, анализируем, оцениваем, какой была она, наша районка, на разных этапах своей биографии. Мне досталось переворошить 90-е годы, к которым до сих пор еще в обиходе прикладывают слово «лихие». Листая стянутые шнурками подшивки газет – плодов нашего труда, свидетельств наших успехов и неудач, радостей и печалей, потерь и находок, явственно осознаю всю противоречивость того времени.

С одной стороны, работать было интересно, жизнь в райо-не, как и во всей стране, бурлила, а отражать происходящие перемены мы могли свободнее, двигаясь под парусами объявленной в стране гласности. Образно говоря, нам разрешали немного похулиганить, и не воспользоваться этой возможностью было бы грешно. Если раньше газеты называли «слугами двух господ» — райкомов партии и читателей, то теперь нам уже не хотелось служить «приводным ремнем» или «идеологическим отделом», могли себе позволить высказываться свободно, а с властями быть на равных и даже критиковать. Свобода слова в виде выплеснувшихся на страницы районки, порой очень острых, политических дискуссий оказалась доселе невиданной, выходящей из берегов. Потом, постепенно нам и «берега» показали, и в чувство привели, поставив на место закружившиеся головы.

Осуществлявшая финансирование та власть, с которой мы (о, святая наивность!) хотели быть на равных, становилась все прижимистее. Бешеный рост цен на бумагу, типографские услуги приводили к удорожанию выпуска газеты, ее подписной цены и, как следствие, обвалу тиражей, в том числе и нашей районки. На районном уровне зарплата работников «четвертой власти», как любили тогда представлять прессу, не выдерживала никакой критики. Когда я сказал одному из столичных жителей сколько получаю, он удивленно и искренне спросил меня: это в какой валюте? Но зато мы были вместе с народом, преодолевали тяготы и лишения… Видимо, такова оказалась «цена» той степени свободы слова, которой мы пользовались несколько лет.

В 90-е годы, как и в прежние времена, газета освещала жизнь района, рассказывала о происходящих событиях, повествовала о людях земли краснохолмской, особое внимание уделяла промышленным предприятиям и колхозам, над которыми уже начали сгущаться тучи. Работая над такими материалами, мы нередко в ущерб творческой составляющей, жертвуя красиво «упакованной» фразой, старались докопаться до сути, помочь найти пути выхода из сложной ситуации, показать, что предпринимают в таких случаях другие. Не хватало знаний – обращались к специалистам. Да, мы ошибались, не всегда были объективны, но никто нас не мог обвинить в равнодушии.

На деятельности редакции отражались кадровые изменения. В 1990-м году уехал учиться на два года в Москву в Высшую партийную школу на отделение журналистики В. Ю. Журавлев. Написанной напоследок статьей «Отшельница из Валгуса», вызвавшей большой интерес, его газетная история не закончилась. Летом следующего года, во время каникул, в районке появилось еще несколько статей В. Ю. Журавлева. На освободившую-ся должность спустя два-три месяца устроилась Л. А. Коровина, пришедшая в газету из райкома партии. Заместителем главного редактора Людмила Алексеевна работала до выхода на пенсию, особенно проникновенно писала о людях, так, что сентиментального читателя прошибала слеза.

Еще двух творческих опытных работников – С. С. Куликову и В. Л. Артамонова – перевели, разумеется с их согласия, в структуру районной власти, причем, на ключевые должности. Поскольку после учебы

В. Ю. Журавлев также был принят на работу в администрацию, то мы редакцию стали в шутку называть «кузницей кадров». А если без шуток, это осложняло творческий процесс, да и технические возможности были не на высоте. Один из руководящих работников того времени как-то в неформальной обстановке сказал: «Я как в Тверь ни еду, все редакционная «Нива» летит». Так мы на ней и «летали» со средней скоростью 60 километров в час целых 17 лет! Поддерживал «Ниву», прошедшую все мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации, в исправном состоянии надежный водитель А. Н. Богук.

Газета, как и положено, всегда была в эпицентре круговорота событий. Рассказывала о промышленных предприятиях и колхозах, пропагандировала передовые методы работы на селе (дела арендные), держала в центре внимания социальное переустройство села, знакомила читателей с лучшими людьми, давая их фотографии. Еще печатала отчеты райкома КПСС с очередной партконференции, программу «500 дней перехода к рыночной экономике» (1990 год) и материал с сессии районного Совета народных депутатов «Район на пути к рынку». Информировала читателей о выдаче продовольственных талонов, о сооружении лесов для реставрации колокольни бывшего Троицкого собора, чего «с нетерпением ждут краснохолмцы», о «спорте мужественных» — мотокроссе на приз газеты «Сельская новь». Встречали переселенцев. Так, 10 июля 1990 года на железнодорожную станцию пришел состав с 50-ю семьями из Душанбе (Таджикистан), где прокатилась волна беспорядков. И не только встречали, а после интересовались судьбами, рассказывали, как они прижились на нашей земле. Ну и где они теперь, сколько их осталось в районе?

Сейчас время от времени появляются слухи о том, что приедут «поднимать сельское хозяйство» китайцы. Если сказки сочиняют, значит это кому-нибудь нужно.

Вопросы медицины и образования постоянно были в поле зрения районных журналистов. Для читателей в редакции проводился «Час прямой связи», куда люди могли обратиться по волнующим их вопросам, а мы направляли их в компетентные инстанции и публиковали ответы. Люди, наши читатели, были более открытыми – не стеснялись покритиковать или поблагодарить, казалось бы, по самому пустяковому поводу. В редакцию приходило много писем. Читательская активность поддерживалась тем, что на проводимых заседаниях партийной комиссии при райкоме КПСС подвергались критике те руководители, которые безответственно относились к критическим публикациям в районной газете. Сообщения под рубрикой «Сельской нови отвечают» всегда вызывали интерес, а нас заставляли быть ответственнее и объективнее в своих критических публикациях.

О том, как сделать районку интереснее, шла речь на «круглых столах» с приглашением общественных корреспондентов, авторского актива. Один из таких Ю. Е. Румянцев в газете за 1990 год сообщил, что первая гроза в Красном Холме прошла 1 апреля. Я не зря упоминаю Юрия Евгеньевича, фронтовика, добрейшей души человека, который когда-то до нас немного поработал в газете, но заходил очень часто, и при встрече на улице всегда интересовался делами. Когда он уже тяжело заболел, и мы пришли навещать его в «коробку» на Октябрьской, то увидели, что вся его небольшая квартирка заставлена сложенными в стопки (почти до потолка) районными газетами за много-много лет. Эталон преданности – не иначе.

А вот фотография, на которой начальник милиции И. Е. Косов в своем кабинете под портретом Ленина воспитывает стоящих в ряд задержанных за пьянку людей, после ночлега в изоляторе (один из них оказался председателем колхоза из соседнего района). Подпись под снимком «Место встречи изменить нельзя» не понравилась начальнику, который после сказал фотокорру А. Царёву, что хотел устроить ему «место встречи». Одним словом, немного хулиганили. Кстати, в это время пару газет мы выпустили с А. Макаровым, поскольку редактор учился в Москве, а «зам» и «за» тоже отсутствовали по разным причинам. Если бы в райкоме узнали, что газету, все еще считавшуюся его «идеологическим отделом», выпускают беспартийные сотрудники, мало бы не показалось.

В 1991 году газета продолжала знакомить читателей с социально-экономическим положением района. Неоднократно попадаются информации о талонах: каких товаров и сколько можно купить. По содержанию газет улавливается атмосфера тревожного ожидания. Заголовки говорят сами за себя: «Как укрепить экономику?», «Появятся ли в районе лишние люди?». В начале года в редакции провел встречу с с коллективом первый секретарь РК КПСС М. П. Горюнов, в частности, отметивший: перо журналистов должно быть острым и правдивым. А уже через несколько месяцев в статье «Газета и рынок. Надо выжить» речь идет о том, что районная печать переживает нелегкие времена и сумеет ли она выжить в жестких условиях рынка? Тем не менее упаднического настроения не было: проводится очередной «круглый стол» с общественными корреспондентами «Какой быть газете?», открывается рубрика «Дискуссионная трибуна», печатаются открытые письма людей в исполком и райком и даже коллективное – хирургу районной больницы Б. А. Гусейнову с просьбой остаться в районе.

Очень острые дискуссии велись в газете перед выборами первого Президента РФ (теперь районки не имеют такого права). В одной из статей так описывается обстановка того времени: «Сегодня наше общество очень возбуждено, утомлено и разочаровано многочисленными политическими словопрениями и обещаниями. Народ живет одним днем, не зная, что ожидает страну завтра…».

Переломные и трагические события августа 91 года, трактуемые попыткой государственного переворота, не могли пройти мимо средств массовой информации. Когда мы, в числе всех остальных, получили решения ГКЧП, запустили их в набор и верстку для публикации. Да, власть нелигитимна, но другой на тот момент не было. Тираж районной газеты – свыше шести тысяч экземпляров – был уже отпечатан, когда пришли официальные сообщения о провале путча. Тираж пошел на утилизацию, но шила в мешке не утаишь, об этом узнали многие. На первую полосу поставили другие материалы, и печатник Л. В. Булыгин «отстукал» (благо, все было под боком) новый тираж. Стали ждать последствий. Кое-где уже «полетели головы» — снимали с работы редакторов. Но до районных газет, по крайней мере, в нашей области не добрались. Провинция, чего с нее взять? А на сессии районного совета, где все-таки этот вопрос рассматривали, было принято обтекаемое решение. Вне протокола, на словах, нас обвинили в политической близорукости.

Многие краснохолмцы, испытав на своей шкуре «шоковую терапию», вскоре разочаровались в новой власти и на попытку сохранить страну СССР, предпринятую ГКЧП, стали смотреть по-иному.

Но это потом, а пока, опять-таки сгоряча, в русле кипящих страстей на сессии районного Совета стали решать быть ли зданию райкома поликлиникой или разместить другие структуры, например, народного суда.

Заводились эмоционально и отдельные граждане. Один из наших внештатных авторов, писавший в газету неплохие рассказы и еще более хорошие стихи, настроился решительно, принял для храбрости, сел на трактор-погрузчик и поехал передавать райком партии… детям. Это здание он перепутал с кинотеатром и своротил стоящую около тумбу. В написанной объяснительной по поводу оплошности, он указал три фактора: конфигурация погрузчика, плохое зрение и алкогольное опьянение. Из Перемерок, где отбывал наказание, он присылал в газету стихи, в одном из которых были такие строки: «Я девок не тискаю. Женщин не мну. Так почему же иду я ко дну?».

Под рубрикой «Фотофакт» газета сообщила, что в Красном Холме открылось первое частное предприятие по ремонту радиотелевизионной аппаратуры «Ретан».

В 1992 году газета поднимала актуальные проблемы. Учителя доведены до отчаяния, находятся за чертой бедности. Политика правительства на грань банкротства поставила село, труженики АПК работают на пределе возможностей, крестьяне встали в пикет. Сама районка в этом году перешла на выпуск двух номеров в неделю вместо трех, тоже не от хорошей жизни.

Из председателей колхоза «Коллективный труд» в заместители начальника

районного управления сельского хозяйства переходит

В. А. Гневышев, потом он стал начальником и первым заместителем главы администрации района. До ухода на пенсию Виктор Александрович активно взаимодействовал с газетой, писал образно и ярко, переживал за сложившуюся в АПК ситуацию, подсказывал пути выхода.

Газета сообщает о строительстве кирпичного завода в Хабоцком и критически оценивает начавшуюся на электромеханическом заводе «конверсию», когда, в числе другой продукции, стали клепать «комбайны»… для сбора ягод.

В самой острой статье года «Кто пожинает урожай» рассказывалось о том, как на предназначенные для крестьян чеки незаконным путем приобретали импортные товары ряд руководящих работников. И были названы их имена. Скандал районного масштаба, какого не выходило в прессу ни до, ни после. События развивались как в детективе: меня пригласили в одну из организаций на встречу с начальником отдела ревизий хозорганов Министерства финансов РФ по Тверской области Г. Николаевым. Мне самому хотелось раскрутить это дело, т. к. до этого мне дали интервью, где было обещано: все труженики полей и ферм товары по чекам получат непременно. Выходит, через меня дезинформировали – такое прощать нельзя. Приехавший специалист понимающе меня выслушал, но предложил статью за своей подписью, чтобы не было проблем. В газету ее ставили в обстановке конспирации, чтобы не было утечки в администрацию до выхода в свет. Вспоминаю не для того, чтобы показать, как слаб человек или царапнуть чье-то самолюбие – по сравнению с теперешней коррупцией то были детские шалости. Речь о нас. Мы тогда ждали звонков или писем со словами одобрения, поддержки, а читатель молчал. Недели через две, правда, пришло коротенькое письмо, в котором (то ли за настоящей, то ли за анонимной подписью) читательница обращалась к автору статьи: тов. Николаев, зачем вы нас дразните, мы и так знаем, что все воруют. Дождались. И сделали вывод: заинтересовать, удивить читателя очень непросто. Но стремиться к этому надо!

В 1993 году новости также делились на хорошие и плохие. С хороших и начнем. В Ульянине открылись двери новой школы и сделан пробный пуск кирпичного завода («Общество ПИК»). «Сельская новь» отметила 75-летие, а в ноябре в редакции нашей газеты состоялась встреча коллектива с главой администрации Тверской области В. А. Сусловым. Не случайно высшие должностные лица обращались к прессе. На страницах районки опять шло столкновение мнений, дискуссии, в буквальном смысле стенка на стенку, особенно после расстрела «Белого дома» в октябре.

Активно сотрудничают с газетой братья Киселевы: Виктор Сергеевич писал хорошие стихи, а Владимир Сергеевич, фронтовик, полковник в отставке, член Союза журналистов СССР присылал из Москвы охотничьи рассказы и острые статьи политической направленности.

В 1994 году проводились выборы в Законодательное Собрание Тверской области. В октябре редакцию посетил глава администрации района А. Н. Кондратьев с заместителями. Газета поднимала вопросы порядка в районном центре, выискивали интересные моменты. Вот фотография В. А. Сударева с пойманной в Неледине щукой – весом

8 кг 500 граммов, длиной 1 м 5 сантиметров. По-прежнему писали об ухудшении положения в сельском хозяйстве.

Тема экономики не сходила со страниц и в следующем 1995 году. Не забывая, что в жизни всегда есть место подвигу. В январе газета опубликовала телеграмму В. А. Суслова в адрес Ю. В. Кривоног по поводу гибели ее сына Виталия Александровича, отдавшего жизнь за целостность государства, оставшегося до конца верным присяге, воинскому долгу, нашему Оте-честву.

На льнозаводе открылся (с большой помпезностью) цех катонизации льноволокна.

В тематическую страницу «Дела домашние» стал активно писать статьи о садово-огороднических делах и заботах

А. Ф. Тарасов. Позднее Анатолию Федоровичу стало тесно в этих рамках и он написал много актуальных, злободневных, интересных статей философского содержания. Часто бывая в «Сельской нови»,

А. Ф. Тарасов называл редакцию едва ли не единственным местом в городе, куда можно прийти, пообщаться, обсудить интересные темы. Несколько раз я пытался уговорить написать о нем, как о человеке образованном, начитанном, занимающемся краеведением и даже рисованием на любительском уровне. Но всегда получал категорический отказ. Этим объясняется некоторая растерянность редакции после его ухода из жизни. Одна из читательниц предложила напечатать в газете некоторые его советы по саду и огороду.

На выборах руководителя области победу одержал В. И. Платов, хотя район проголосовал за В. А. Суслова.

А в следующем 1996 году прошли выборы Президента. Каждый год – выборы, как мы это пережили? И опять дискуссии, правда, сторонники Ельцина, видя куда все идет, уже не были столь активны, и он у нас проиграл как в первом, так и во втором туре.

Газета сообщила, что возобновляются реставрационные работы на колокольне (Красному Холму исполнилось 220 лет), а техникум, которому широко отметили 60-летие, будет жить. А вот «Общество ПИК» уже попало в тупик, а в районном отделе статистики отключили за неуплату телефоны.

В газете появилась тематическая страница «Благовест».

В 1997 году наступают тяжелые времена для Краснохолмского льнозавода, хотя высокие областные чиновники глаголят, что лен – основа экономики крестьянства области.

Педагоги района включились во Всероссийскую акцию учителей – бессрочную забастовку.

Газета также пишет о порядке в городе, о фермерах, работающих не благодаря, а вопреки.

В 1998 году в Красном Холме открылись частные пекарни. Разброд и шатания подтверждаются зафиксированными газетой попытками «переворотов» в организациях и колхозах.

«Сельская новь» отмечает 80-летие не в радостной обстановке – тираж (прежде всего из-за высокой цены на газету) снизился с 6000 до 2500 экземпляров. А за последнее десятилетие до сегодняшнего дня потеряли всего 500 экземпляров.

Фермерское движение пошло на убыль: из 70 крестьянских (фермерских) хозяйств осталось 37.

На Советской площади 7 октября состоялся, пожалуй, самый массовый митинг в рамках общероссийской акции протеста профсоюзов с лозунгом «Нет!» — антинародным реформам и президенту».

В 1999 году «Сельская новь» вела темы 70-летия образования района и 100-летия со дня рождения выдающегося ученого, врача-кардиолога

А. Л. Мясникова. В газете за 18 мая сообщается, что посевная попала под снегопад. Появляется тематическая страница для молодежи «Тусовка».

Рассказывается о проблемах на хлебокомбинате, о том, что кадровая чехарда продолжается – за прошедшие 10 лет в «Коллективном труде» сменилось не менее 7 председателей, что 164 предпринимателя без образования юридического лица закрылись.

Пострадавшему от пожара Краснохолмскому краеведческому музею губернатор области выделил 150 тысяч

рублей.

Для работников редакции всегда есть темы вне временных рамок. Это прежде всего Победа в Великой Отечественной войне, образование, медицина и многие другие.

Что касается шальных 90-х, то переворошить их в нашем газетном исполнении оказалось совсем не просто.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

155