Меню
16+

Газета «Сельская новь»

05.12.2018 08:57 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 30.11.2018 г.

Крестьянский просветитель

Автор: Т. Жилина,

С. Г. Журавлев. Фото из архива Н. А. Рубакина. Фонд библиотеки имени Ленина. (Фотография Богоявленской).

В 1864 году после отмены крепостного права повсеместно начали создаваться земства – всесословные общественные органы местного хозяйственного самоуправления, в которые кроме дворян, священников и мещан входили и крестьяне. Крестьяне составляли меньшую часть земства. Да и отношение к крестьянским гласным (член земства, имевший право голоса) было часто неуважительное, потому и роль их в земстве была невелика. Вдобавок, добираться в уездный или губернский город на ежегодное осеннее заседание надо было за свой счёт, бросив своё хозяйство на несколько дней.

В этих условиях очень многое зависело от личности самого гласного крестьянина и тех дворян, которые возглавляли земство: их гуманности и дальновидности. Таким образом, должность крестьянского гласного была не столько почётной, сколько трудной и затратной, так как все гласные в земстве работали бесплатно и на энтузиазме.

Я хочу рассказать об одном крестьянском гласном в Весьегонском уездном земстве (Красный Холм был его территорией), к которому с уважением относились не только односельчане, но и дворяне, работавшие в земстве. Он создал сельскую библиотеку и немало работал над просвещением крестьян. Книги для него не были развлечением, они стали для него возможностью расширить кругозор и средством самообразования. Он мог даже оказать посильную медицинскую помощь людям и домашней скотине, ему доверили делать прививки детям от оспы в Володинской волости. О чём есть благодарственная запись в отчёте земского собрания за 1886 год. Н. А. Рубакин в своём очерке «Крестьяне самоучки» посвятил ему несколько страниц, доказывая, сколь многого можно достичь самообразованием с помощью книг.

Книги он любил, грамоте научился от отца. Тот учил грамоте детей не только своих, но и соседских. Рано пристрастился к чтению. Брал книги для чтения везде, где только мог, а также давал свои для чтения односельчанам. У него собралась скромная библиотека. Прочитал все, что было немногого в округе и потихоньку, насколько позволяли скудные средства, покупал книги.

Речь пойдёт о Журавлёве Сергее Григорьевиче (1859-1896 ) из деревни Ям Поповской волости, который был избран гласным (1885 – 1887) от крестьянской общины будучи сельским старостой. Имущественного ценза для выбора старосты не было, но практически в России сложилось так, что в старосты избирались середняки. Это была больше общественная должность за небольшую плату. Эти небольшие деньги он использовал для нужд библиотеки, покупал книги и выписывал газеты.

В письме Н. А. Рубакину он пишет: «Библиотека у меня для всех бесплатная, существует с 1 января 1882 года и пополняется книгами, почти все, пожертвованными разными лицами и частию на мои личные средства. Ото всех читателей этой библиотеки и меня большое и искреннее спасибо всем сочувствующим нашему просвещению. Я почти ежегодно уделяю из своих заработков до 5-ти и несколько более рублей на выписку недорогой газеты и книг».

Хочу подчеркнуть, что библиотека была для Журавлёва хобби. Библиотекарь – любитель, как сейчас бы сказали, Журавлёв Сергей Григорьевич был прежде всего крестьянином. Да ещё и сельским старостой.

Жизнь крестьянина – это труд от зари до зари. Это битва за урожай, уход за скотиной ради выживания семьи. А в Царской России к этому добавлялось ещё дополнительное финансовое бремя: выплаты за землю (выкупные платежи), которые касались не только бывших крепостных крестьян, но и государственных (с 1866г.). Подати собирал староста и отвечал за недоимки общины также староста.

Трудился всё лето у себя на земле, да ещё устраивал коллективные чтения для односельчан. Для тех, кто грамоты не знал, Сергей Журавлёв организовывал чтения книг вслух. Подключал к этому своих братьев.

В 1883 году Земство ставит вопрос о создании народных библиотек. Но особенный размах просвещение в уезде получило, когда глава земства Родичев Фёдор Измайлович пригласил сюда в 1885 году из Петербурга своего друга князя Шаховского Дмитрия Ивановича, образованнейшего человека, последователя Толстовского учения на сближение дворян с народом. Благодаря его активности, в уезде стали в большом количестве создаваться начальные школы: земские народные училища и частные школы грамотности и библиотеки для взрослого населения. Князь смог подключить к этому своих друзей из Петербурского комитета грамотности, объединявшего энтузиастов народного просвещения.

Таким образом, устремления и желания просветительства С. Г. Журавлёва были поддержаны политикой Весьегонского земства. Библиотека, собиравшаяся из случайных книг, начала собираться довольно быстро и планомерно. Князь Шаховской сам объезжал школы и библиотеки, раза три ночевал у Журавлёва.

С князем Шаховским Дмитрием Ивановичем Журавлёв познакомился в Весьегонске в 1885 году, а впоследствии они сблизились. Они были почти ровесниками. Сергею Григорьевичу было 26 лет, а Шаховскому — 24 года. Оба были романтиками, мечтали с помощью просвещения изменить мир к лучшему. Журавлёв попал под его обаяние и буквально боготворил князя и восхищался его деловыми качествами. А когда князь перебрался в Ярославль, попросил его стать управляющим своим имением в с.Михайловское в Ярославской губернии. Шаховской стал кумиром Сергея Григорьевича, потому что привнёс свежую струю в жизнь простого крестьянина. Д. И. Шаховскому на первом этапе знакомства он напишет: «Не подумайте, пожалуйста, что я набиваюсь к Вам с моим знакомством. Нет! Я так горячо люблю всех тех, которые сочувствуют народному просвещению и сочувствуют не на словах только, но даже и на самом деле. Передайте, пожалуйста, всем Вашим знакомым, которые участвовали в пожертвовании оных книг, сердечное спасибо».

В 1885-86 годы Лев Толстой и Чертков, благодаря издателю Сытину, организовали издание книг для народа по копеечным ценам. Издательство «Посредник». Это сильно продвинуло наполнение библиотеки новыми книгами, а также дало возможность покупать их крестьянам.

В обеспечении книгами библиотек участвовало и земское общество трезвости, в которое входил Сергей Журавлёв. Они боролись с самогоноварением и трактирами, где бедняки пропивали последние деньги. Журавлёв и здесь не был формалистом, а искренне боролся с пьянством на селе.

Беспокоили его и дела медицины.

Врачей не хватало, а кому, как не Журавлёву, на «своей шкуре» пришлось это испытать. «В нашем Краснохолмском крае очень много появилось болезней. Большей частию болеют дети маленькие и школьного возраста. Глебенская школа была закрыта на 2 недели; в Турковской, также и других школах, в которых был доктор, удалено несколько человек больных коклюшем. Преобладающими болезнями можно назвать следующие: скарлатина, коклюш и корь. Жертвою этой ужаснейшей болезни, скарлатины, померла моя 5ти летняя дочь, (5 ноября) несколько ранее тоже 5 лет девочка, дочь моего отца померла, позже всех заболел мой сын 2 лет, но этот слава Богу поправился» .

И вот ему доверяют делать прививку от оспы. Он обходит деревни Володинской волости и делает прививки всем детям. За это получает слова благодарности от земства.

Также он хлопочет о создании сельского банка в волости. А причина была очень важная. Крестьяне занимали деньги у богатеев на кабальной основе под большие проценты, а потом расплачивались большей частью урожая, не оставляя себе почти ничего. Кроме частных займов, нужны были кредиты и на общественные нужды.

Желание щедро делиться знаниями, отдавать свои силы на благо людей было присуще С. Г. Журавлёву. Так, в 1885 году он передал в библиотеку в народное училище Турково много книг. За что получил благодарность от Земства.

После ухода Д. И. Шаховского из Весьегонского земства и переезда в Ярославль, С. Г. Журавлёв становится управляющим его небольшого имения в

с. Михайловское (Михайловское-Щербатово) в 30 км от Ярославля.

Сергей Григорьевич занимается ведением хозяйства. Здесь его поражает необыкновенно организованный пейзажный парк, заложенный в конце XVIII – начале XIX века. Дом гос-подский двухэтажный и при нем сад регулярный с плодовыми деревьями. Парк в Михайловском является интересным памятником садово-паркового искусства конца XVIII– начале XIX века, с нестандартной планировкой. Сергей Григорьевич продолжал вести парковые посадки, мечтая повторить у себя в деревне частичку поразившего его чуда. И это ему удаётся. Он высаживает у себя в крестьянской усадьбе стену деревьев из сосен, кедра, липы. Привозит жёлтую акацию, кусты роз, белую и обычную сирень, серебристый тополь, пихту, тую. Разделяет свой приусадебный участок на зоны, подобно Михайловскому. У себя на крестьянской усадьбе и усадьбе брата Родиона высаживает фруктовый сад, куда включает вишни, по бокам усадьбы идут сосны, липы. Отчего вдруг крестьянский огород чем-то напоминает частично дворянский усадебный парк.

В Яму и сейчас есть остатки этих необычных усадеб. Не сохранились дома Журавлёвых, но там, где они некогда жили, цветёт сирень, жёлтая акация. Растут сосны и лиственница. Серебристый тополь высок и могуч на краю деревни. Мне повезло увидеть остатки чудного парка, так непривычного для деревни и простой жизни крестьянина. Ребёнком, оказываясь на территории усадьбы Родиона в Яму, я удивлялась этой странности . Недаром у меня было чувство, что это остатки усадебного парка, случайно здесь затерявшегося.

С. Г. Журавлёв жил на износ, и в 1896 году, в возрасте 37 лет его не стало. Князь Д. И. Шаховской, оставшись без своего верного крестьянского друга, вскоре продаёт усадьбу Михайловское. Его жена Анна Николаевна, дочь профессора медицины — замечательная женщина, понимая трудности семьи в получении сиротами хорошего образования, предложила их устроить в учебные заведения. Но вдова отказалась, не желая обрекать детей на новые испытания вдали от дома. Дети выросли замечательными, талантливыми. Но это уже другая история, больше связанная со становлением Советской власти.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

55