Меню
16+

Газета «Сельская новь»

28.01.2013 09:00 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 29.01.2013 г.

Зерно

Автор: А. Тарасов
Года 3-4 назад старшая внучка получила задание написать документированное изложение истории своей семьи. А также надо было рассмотреть и оценить, как влияла политика государства на жизнь поколений и что из этого получилось. Перерыли альбомы, письма, кой-какие документишки вроде справок о сдаче молока – натурального налога на корову. Добрались до начала 19 века: ни графьев, ни князей, ни парторгов. Одни поволжские, новгородские да тверские крестьяне. Тихие, мирные люди. На царя-батюшку не охотились. Планы партии выполняли, а если не было в сенокос дождей, то и перевыполняли.

В конце 30-х годов прошлого века государству потребовался рабочий класс и здоровый мужик-солдат. Из троих призванных двое с фронтов не вернулись. Крестьянское дело прервалось, но ненадолго, и автор этих строчек уж запрягает совхозную лошадку по кличке Майка. От рабочего совхоза до главного агронома – 19 лет. Из всего этого осмеливаюсь думать, что с жизнью и трудом на земле немножко больше чем знаком.
Когда попадаю на телепередачу о сельском хозяйстве, или читаю отчет об успехах АПК, мое сознание воспринимает эти новости не как реальность, а чаще видит насмешку и тонкий ядовитый юмор над происходящим.
Всякому хворому и здоровому известно: второй после Бога – врач. Но, простите меня, православные, рядом с Богом – крестьянин. Здоровье человека начинается со здоровой пищи, а не с таблеток и физкультуры. Наблюдательные ребята сосчитали: на добычу, распределение, приготовление и поглощение пищи у человека уходит почти треть его краткой жизни. Крестьянин отдает всю жизнь. Не знаю как, но хитрые да злые людишки умудрились
объегорить крестьянина так, что ему оставляют чуть-чуть, а все остальное достается тем, кто «пашет», «сеет» и «молотит» языком.
Эти простенькие соображения не мое «достижение». Откройте любой современный учебник по биологии, там на первых же страницах нарисована пирамида потребностей человека. На нижней самой широкой ступеньке: пища, вода, чистый воздух. И лишь после утоления голода и жажды (спасибо крестьянину!) просыпается любовь, самоуважение, утверждение, компетентность и только на самой вершине – жажда самосовершенствования.
Фундамент жизни настолько прост и понятен, что его создатели должны бы быть самыми уважае-мыми людьми в государстве и обществе. Но все не так. Все не так.
Под рукой данные конкурсов поступающих в Тверские ВУЗы за сентябрь 2011 года. Таможенное дело – 73 человека на 1 учебное место; товароведение – 44; управление персоналом – 32; агрономия – 0,2. Всем известна драматическая история угасания старейшего в стране нашего родного сельхозтехникума.
Если кому приходит на ум расставить людей по толковости, трудолюбию, трезвости, честности, то начинается с президента иль академика, а уж непременно на последнем месте колхозник. Дожили, кормилец – почти бранное слово. В августе прошлого года газета «Аргументы и факты» провела опрос читателей с целью узнать степень уважения к людям различных профессий. Результаты опубликованы: самые уважаемые – врачи и учителя (по 16-18% от числа ответивших); рабочие и крестьяне по 1%; чиновный люд тоже по 1%.
Понятно, что читателей газеты назвать народом в полном и глубоком смысле этого слова, вероятно, нельзя. Но симптом распада здравомыслия значительной части сограждан очевиден. Писарь с нормированным рабочим днем, весь в льготах и привилегиях, в тепле и безответственности и крестьянин с рабочим получили одинаковые оценки. Ребята, у вас с крышей все в порядке?
Может быть, у «неуважаемых» дела уж очень плохи, что и вызывает к ним пренебрежительное отношение? Росстат, комментаторы и большие руководители утверждают обратное. Все не только благополучно, но и близко к процветанию. «Сельское хозяйство преобразилось» — говорит Д. А. Медведев. Вступление во Всемирную торговую организацию – «стимул для модернизации сельского хозяйства» — заявляет В. В. Путин. Вспомнил школьный учебник – стимул у древних римлян — остроконечная палка, которой погоняли животных.
Продолжать цитировать мозаику самодовольной хвальбы можно до окончания моих чернил и типографской краски. Если предварять эти заявления об успехах рубрикой «Репортаж из Абсурдистана», то все встает на свое место. Естественный читательский вопрос: откуда у рядового без званий и орденов агронома столько дерзости и неверия словам руководителей страны? Ответ не только в том, что каждый житель средней полосы видит убитые деревни и первозданную флору и фауну на бывших пашнях. А еще и в том, что для независимости страны (и не только продовольственной) надо производить 1200 кг зерна в год на душу населения. Эта цифра хорошо известна старшему поколению. В 70-е годы сельское хозяйство страны вплотную приблизилось к этому показателю. Хлеб был настолько дешев, что все приусадебное животноводство откармливалось продукцией пекарен. Конечно, тонну хлеба человеку за год не съесть, килограммов 800-900 должно пройти через фермы, превратившись в мясо, молоко, яйца, масло.
Вместе с гостями из теплых стран за российский стол садится 150-160 миллионов едоков и стало быть надо производить не менее 200 млн. тонн зерна. В 2012 году получено чуть более 70 млн. тонн. Чему же радоваться, строить причалы и сухогрузы для перевозки зерна в другие страны и континенты. Пресса настойчиво напоминает, что будет продано 10-20 млн. тонн. Из таких скудных засеков? Так может быть в стране под замком государственной тайны есть громадные запасы высокоокультуренной пашни, удобрений, чудо-сорта, агротехника 25 века? И в один год тайна будет открыта и Россия станет мировой «столовой» с дешевыми и сытными блюдами.
Где искать такую благодатную землю? Конечно, где потеплее.
Выписал газету «Земля и жизнь». Название понравилось. Оказалось, что газета издается в Ростове и рассчитана на читателей Южного федерального округа. Раскрыл и ахнул. Статья размером в половину нашей «Сельской нови» с до боли знакомым названием «Приоритетные вопросы земледелия в Центральной черноземной зоне». Да ведь я читал это, только 50 лет назад и зона там Нечерноземная. В те годы сельские земледельческие дела были в большой бестолковой путанице. Крушили границы районов, колхозы то укрупняли, то дробили, то срочно переделывали в совхозы-спецхозы, то от крестьянской усадьбы отрезали жалких 2-3 сотки и включали в севооборот колхоза. Надо было упорядочить всю систему земледелия, поставить дело на науку. И ученые давали дельные советы о чередовании культур в севообороте, новых культурах и сортах, отвальной-безотвальной обработке почвы, значении паров и травопольной эксплуатации земельных угодий. Прошло полвека. С поправкой на погодные и почвенные условия почти слово в слово. Автор статьи, работник Россельхозакадемии, дело знает и его тревоги обоснованны. Кроме бед климатических ядовитыми грибами выросли новые, благоприобретенные. Владельцы черноземов давно превратили святое крестьянское дело в бизнес, где главная и единственная цель – получение прибыли. Сегодня выгодно производить растительное масло и продавать зерно за рубеж. Вот и сеют подсолнух по подсолнуху, пшеницу по пшенице. Монокультура неизбежно приводит к загрязнению почвы пестицидами, водной и ветровой эрозии. Это тупик и полная деградация черноземов. Но наука теперь не вправе указывать, ее доля мягко и вежливо советовать. Но кто ее услышит? Над страной реет лозунг «Тишка рви – одного раза живем». Так и не нашел я таинственную благодатную землю, что в запаснике государства. Крестьянское дело сложное, тонкое, хрупкое. Государство должно бы окружить его заботой и защитой не только от наводнений и засух, но более всего от беспредельности человеческой тяги к наживе любой ценой. Вот угробим черноземы — дальше что? В тундру рванем?
Все мы из крестьян, но пока государство не образумится и не поймет кто первый – кто последний в потоке жизни, наши внуки и правнуки не устремятся на фермы и поля. В наш меркантильный век дело можно подправить обыкновенными деньгами. Государство говорит, что нет их, денег-то. Мой давний знакомый, насмотревшись передач о сановных персонах и их скромных сбережениях, заметил : «Кажется, у меня поленница дров меньше, чем у них штабеля денег и сугробы драгоценностей». Может поделятся?!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

25