Меню
16+

Газета «Сельская новь»

07.10.2013 09:28 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 81 от 08.10.2013 г.

Хабоцкий детский дом в 40-50-е годы

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Калининская область была частично захвачена немецко-фашистскими войсками. Многие города и деревни были разрушены, сожжены захватчиками. Население, попавшее в оккупацию, постоянно уничтожалось, если не немецкими войсками, то вследствие болезней, голода, ненормальных условий жизни.

Те люди, кто успел эвакуироваться, либо воевали, либо работали в тяжёлых военных условиях. У детей, вывезенных в первую очередь из оккупируемых областей, были потеряны родители, или они находились на фронте и погибали. Этих детей часто брали в семьи простые русские крестьяне, заботились о них, как о собственных сыновьях и дочерях. В некоторых семьях нашего района, например, воспитывались ленинградские дети.
Но не все смогли найти себе семью в деревне или в городе вдали от линии фронта.
Советское правительство в этих условиях пошло на создание детских домов на свободных от врага, не захваченных им территориях. Во исполнение этого решения во многих областях Советского Союза были созданы детские дома.
В Краснохолмском районе было 3 детских дома: в г.Красный Холм, в
с. Хабоцкое и в д. Пруды.
В этом очерке я попытаюсь дать некоторое представление о жизни Хабоцкого детского дома, который официально именовался «Краснохолмский детский дом № 1».
Дети в этот детский дом поступали из оккупированных районов Калининской области и районов, расположенных вблизи мест военных действий во время войны и в первые послевоенные годы. Так, в 1946 году из Вышневолоцкого района в Хабоцкое прибыли сразу 20 детей разного возраста. Например, Ануфриевых было 4 брата и сестры, Горбатенковых и Игнатьевых — по двое. Сегодня мы имеем фотографии 2-х детей из этой группы – Марковеевой Галины и Ненастиной Людмилы (из архива М.Н. Рощиной). К сожалению, считать этих детей выш-неволоцкими нет оснований.
Кроме того, М.Н. Рощина предоставила фотографию Рыжиковой Галины, которая отбыла к родственникам в г.Великие Луки в 1953 году.
В те далёкие годы практиковалось распределение детей по детским домам в зависимости от экономической целесообразности. Если Хабоцкий детский дом мог вместить до 90 детей, то численность воспитанников в нём и поддерживалась на уровне 70-90 человек. Это позволяло ликвидировать менее приспособленные к нормальной жизни детские дома не только в масштабах Калининской области, но и всего Советского Союза.
Воспитанники детского дома, окончившие Хабоцкую семилетнюю школу, определялись на дальнейшее обучение в самые разные города СССР, и очень редко – сразу на работу. Большинство выпускников направлялись на учёбу в ремесленные училища. В 1952 году, например, в г.Кимры – РУ №11, в г. Калинин –РУ №23, в Бологовское железнодорожное училище, в РУ №5 города Электросталь, в школу ФЗУ г. Гаврилов Ям Ярославской области, РУ №11 г. Шуя Московской области, РУ № 22 г. Кувшиново, РУ №5 г. Кольчугино и другие места. Выпускница Дроздова, в отличие от многих, поступила в Сталиногорский горный техникум, Марковеева Галина – в Краснохолмское педагогическое училище.(Кстати, Марковеева Галина, чью фотографию мы имеем и знаем, что она училась в Краснохолмском педучилище, может оказаться сегодня единственной, кого помнят бывшие ученики Краснохолмского педучилища.), воспитанник Калинин – в Калязинский машиностроительный техникум, через год туда же поступили выпускницы Хабоцкой школы, воспитанницы детского дома Егорова, Богданова, Волкова.
Сразу на работу в 1952 году из детского дома № 1 (Хабоцкого) в артель «Красный обувщик» г. Красный Холм поступили выпускники школы и одновременно бывшие детдомовцы Старинов и Корчагин (без инициалов, так в архивных документах, вообще в отчётах В. Г. Житинской почему-то называются только фамилии воспитанников).
Занятия в собственно школе ( в то время она называлась «Хабоцкая семилетняя школа») проводились в здании дома учителей, приобретённом школой в 1932 году (дом зажиточного жителя деревни, скорее всего раскулаченного – Бударина) и переоборудованном в школу, на расстоянии 0,5 км на северо-запад от сегодняшнего здания школы. (Этот дом был разобран в 2010 году), и ещё в трёх просторных деревенских избах вблизи основного здания школы. В этих избах занимались ученики начальных классов и некоторые старшие классы. Учителя школы переходили во время перемен из одного дома в другой. Директор школы в те времена не был директором детского дома, а детский дом был самостоятелен в хозяйственной жизни и воспитании детей и занимался обучением и воспитанием своих подопечных совместно со школой. Связующим звеном между детским домом и школой был специально назначенный директором детского дома воспитатель.
Понятно, что ученики едва вмещались в приспособленные здания школы, и местные дети зачастую оказывались без надлежащего обучения.
В кирпичном здании нынешней школы находился жилой комплекс детского дома. В нём располагалось 6 спален, швейная мастерская, столярная мастерская. В 1946 году в здании жило 92 воспитанника и работали 22 человека сотрудников. Директором в эти годы работал фронтовик Н. В. Шавров (Николай Владимирович был директором Хабоцкой школы до войны), заместителем директора работала Анна Петровна Калинина, ставшая директором школы в 1964 году). Всего в штате работников детского дома числилось 22 человека, в том числе 1 завуч и 7 воспитателей, бухгалтер, врач, медицинская сестра.
Зарплата директора составляла
838 р.20 коп. в месяц, завуча — 635 рублей, воспитателей -575 рублей, бухгалтера 410 рублей, медсестры – 410 рублей.
Кроме них работали ещё 2 инструктора по трудовой деятельности. Для ведения хозяйства предусматривались ставки скотницы в размере 210 рублей, рабочего в размере 210 рублей.
Завхозом детского дома работал известный многим местный житель А.П. Скобелев. Кроме того работал сторож — дворник со ставкой 210 рублей и кладовщик со ставкой 130 рублей.
Н. В. Шавров находился в должности директора до 13 февраля 1947 года, а затем его ненадолго сменил А. Яковлев, который проработал директором всего 1 месяц, до 13 марта 1947 года. С 13 марта 1947 года директором детского дома стала работать назначенная Калининским областным отделом народного образования Варвара Георгиевна Житинская. Она находилась в этой должности до расформирования детского дома — середина 50-х годов. Старшим воспитателем работала Верзина Татьяна Васильевна. Воспитателями детского дома работали Шалаева Нина Ивановна, Громова Анна Сергеевна, Рослова Мария Васильевна, Громова О. С., Клопова Клавдия Константиновна. Мишина Нина Ивановна в 1953 году работала пионервожатой. В это же время детдом обслуживал врач Новоладский И.Т., медсестра Трофимова Лидия Ивановна. (Нужно отметить, что у нас практически нет фотографий работников именно детского дома, в отличие от учителей школы.)
Из известных в нашем районе педагогов в Хабоцкой школе, где обучались воспитанники детдома, в 40-50-е годы работали здравствующие ныне Мария Николаевна Рощина(Бородавкина) и Зинаида Михайловна Леонтьева(Мичагина), Тамара Васильевна Жеглова (Лаптина). Многих других известных учителей, к сожалению уже нет. Некоторых из них я смогу назвать. Это директор Хабоцкой семилетней школы Иван Петрович Пучков и его жена Александра Андреевна, жившие в д. Быковищи, Степан Терентьевич Степанов, отец 11-ти детей из д. Куднево, Ольга Ивановна Зацепина, Анна Петровна Харитонова, ходившая в школу из д. Черкасово, Валентин Васильевич Кошелев, позже работавший директором Турковской школы, его жена- Екатерина Григорьевна, Ольга Ивановна Шаврова (Болотова). Антонина Григорьевна Хватова, Татьяна Васильевна Верзина, Мария Васильевна Рослова из д.Юрицево и многие другие, кого я, к сожалению, не знаю. Ни у кого из учителей не было квартиры в с. Хабоцкое.
В эти годы в детском доме имелось 17 печей для поддержания теплового режима, баня, прачечная и электростанция, телефон, здание детдома было радиофицировано. (В деревнях близ Хабоцкого электричество появилось только в начале 60-х годов). Имелись кухня и столовая, собранные в 1913 году, вероятно в отдельном от детского дома здании, 2 сарая – постройки 1935 и 1948 годов.
Для воспитанников детского дома были созданы все возможные на то время условия жизни. В детдоме была своя библиотека, три раза в месяц они могли смотреть кинофильмы, имелся баян.
Детский дом в 1951 году выписывал следующие периодические издания: газеты: «Правда», «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Учительская газета», «Пролетарская правда», «Льновод- ударник», «Роман-газета», «Блокнот агитатора»; журналы: «Пионер», « Вожатый», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Затейник», «Молодой колхозник», «Начальные классы», «Семья и школа», «Физкультура и спорт», «Молодой большевик».
Дети систематически нормально питались. Так, на каждого ребёнка в год выделялось на питание 3401 рубль 80 копеек, что можно сопоставить с зарплатами сотрудников детского дома. Кроме того дети неплохо одевались и обувались. У каждого воспитанника были по 2 пальто, кожаная обувь, валенки с галошами, варежки, бельё, спортивные костюмы, постельные принадлежности. По крайней мере, судя по фотографиям, они одеты несравнимо лучше, чем дети местных жителей.
В детском доме была неплохая мебель. В спальнях кроме кроватей и тумбочек стояли одёжные шкафы, стулья, имелись диваны. Было даже трюмо.
Для занятий спортом в детском доме также имелась некоторая материальная база. Так, имелись 30 пар лыж, 60 пар коньков, спортивная одежда у воспитанников.
Но и воспитанники сами час-тично зарабатывали деньги на свою жизнь. Так, из двух составляющих: 1- государственные дотации, 2 — плоды собственного труда – и складывалось благосостояние каждого ребёнка. Детскому дому в 1948 году принадлежали посевные площади: 1,87 гектара – под картофель, 1,03 гектара – под овощи, 2 гектара- под зерновые культуры, 10 гектаров – под сено.
В хозяйстве дома содержался скот: 1 корова с телёнком. 4 свиньи, несколько коз, 2 лошади.
Лошади использовались в качестве тягловой силы и транспорта. Для поездок в школе имелись сани, санки, грузовые полки, упряжь.
Для хранения продуктов во дворе школы соорудили прекрасный железобетонный бункер в двух уровнях. В подземном помещении объёмом приблизительно 50 кубических мет-ров находился ледник для хранения скоропортящихся продуктов в летнее время, а также овощехранилище. В надземном помещении, укрытом для теплоизоляции грунтом, также держали продукты питания. Бункер хорошо сохранился до настоящего времени.
Для обработки выделенных участков земли в детском доме имелся сельскохозяйственный инвентарь, в частности конный плуг, борона, косы, грабли, вилы.
Нужно отметить, что близлежащие колхозы оказывали детскому дому постоянную шефскую помощь, что в конце 40-х годов немало значило для всех сторон. Так,в 1948 году колхозы окрестностей с. Хабоцкое выделили детдому продуктов на сумму 630 рублей.
В середине 50-х годов воспитанники повзрослели, окончили школу, стали разъезжаться по новым местам работы и учёбы. Некоторые из них вернулись в свои родные места.
Количество беспризорных детей резко пошло на убыль, число детских домов в стране стало сокращаться.
В 1954 году Краснохолмский детский дом №1 в с. Хабоцкое был расформирован, здание снова перешло в ведение РОНО, и в нём была организована средняя школа, которая просуществовала до 1964 года.
Примечание. Сведения по детскому дому, приведённые в статье, неполны; нет фотографий персонала детского дома, что- то прочитано неточно. Мы будем крайне обязаны людям, которые помогут восполнить пробелы в истории нашей школы.
Телефоны для связи: 8-48-22-237-32-139; 8-920-156-29-57; e-mail: habshkol@mail.ru
В. Масляков,
директор МБОУ «Хабоцкая средняя общеобразовательная школа».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

427