Меню
16+

Газета «Сельская новь»

11.11.2013 09:46 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 90 от 12.11.2013 г.

Отважный командир

Немало героических подвигов совершено советскими под-водниками-североморцами в годы Великой Отечественной войны. Но есть среди них такие, которые относятся к категории «беспримерных», то есть не имеющих предыдущих аналогов в истории отечественного военно-морского искусства. И один из таких подвигов совершил уроженец Краснохолмского района К. И. Малофеев – командир крейсерской подводной лодки «К-3» Северного флота.

В декабре 1941 года ее экипаж, оказавшись в критической ситуации, вступил в артиллерийский бой с противником, уничтожив несколько германских боевых кораблей.
Малофеев (в некоторых документах Малафеев) Кузьма Иванович родился 8 ноября 1909 года в деревне Старогвоздино.
Окончив школу, связал свою судьбу с военно-морским флотом, где прошел все этапы флотской службы. В его послужном списке: учеба на Параллельных курсах военно-морского училища им. Фрунзе (г. Ленинград), служба на должностях командира минно-торпедных боевых частей подвод-ных лодок Морских сил Черного моря (1932-1934 г.г.), учеба на Специальных курсах командного состава Учебного отряда подводного плавания в Ленинграде (1934-1935 г.г.), служба в качестве помощника командира подводных лодок типа «Щука» на Краснознаменном Балтийском флоте.
В декабре 1936 г. в возрасте 27 лет и в звании старший лейтенант он становится командиром
подводной лодки «Щ-302», входившей в состав бригады ПЛ в
г. Кронштадте, а в марте 1938 г. – командиром более крупной лодки «С-3» (типа «Сталинец»).
Зимой 1939-1940 г.г., во время советско-финской войны капитан-лейтенант К. И. Малофеев приобретает первый боевой опыт, в том числе и против немецкого флота. Так, 17 декабря 1939 г. подводная лодка «С-3» под его командованием, осуществлявшая блокаду финского побережья, обнаружила немецкий транспорт «Пиннау», направлявшийся в Финляндию и не остановившийся для досмотра.
В этой ситуации командир «С-3» принял решение открыть по нему предупредительный артиллерийский огонь, после чего судно немедленно легло в дрейф, а перепуганные немцы пересели в шлюпки.
В мае 1940 г. в состав Красно-знаменного Балтийского флота вошла новейшая подводная лодка «К-3», только что построенная на Ленинградских верфях. Ее первым и бессменным командиром стал
К. И. Малофеев, как один из лучших подводников.
По сравнению с лодками типа «Щука» и «Сталинец» это был более крупный корабль, обладавший водоизмещением 1490 тонн (надводное), 2104 тонны (подводное) и мощным вооружением, включавшим десять 533мм торпедных аппаратов (6 в носу и 4 – в корме), две артиллерийские установки калибра 100 мм, две 45 мм пушки и два 7,52 мм пулемета. Кроме того, лодка имела внушительный запас мин заграждения (20 ед.), предельная глубина погружения составляла 100 метров, максимальная скорость хода (в надвод-ном положении) – 22,5 узла.
С началом Великой Отечественной войны «К-3», под командованием К. И. Малофеева, участвовала в минных постановках на коммуникациях противника в Балтийском море (июль 1941 г.), а в сентябре – переведена по Беломорканалу на Север, где вошла в состав I дивизиона бригады подводных лодок Северного флота (г. Полярный).
В конце ноября 1941 г. «К-3» вышла в свой первый боевой поход с задачей выставить минное заграждение у входа в занятый немцами норвежский порт Хаммерфест, а затем приступить к уничтожению вражеских транспортов, следовавших морем в районе мыса Нордкап. На борту подводной лодки находился командир I дивизиона капитан 2 ранга М. И. Гаджиев.
Выполнив минные постановки, 3 декабря 1941 г. «К-3» прибыла в район оживленных морских коммуникаций противника. Около часа дня был обнаружен крупный немецкий транспорт водоизмещением 6000 т, следовавший в охранении трех надводных кораблей.
Завершив маневрирование для выхода в атаку, в 13.28 К. И. Малофеев дал команду «пли» и в сторону цели устремились четыре торпеды, на бортах которых была сделана надпись «Смерть гитлеровским псам».
После того, как раздались два мощных взрыва и облегченный от торпед нос подводной лодки показался над водой, корабли охранения немедленно атаковали ее артиллерийским огнем и глубинными бомбами.
«К-3» срочно погрузилась и, чтобы максимально уменьшить шумность, легла на грунт на глубине 83 метров. Однако, в результате взрыва поблизости одной из глубинных бомб, на лодке возникла негерметичность топливной цистерны и вытекающее из нее дизельное топливо стало демаскировать корабль.
Воспользовавшись этим, противник приступил к более прицельному бомбометанию, вследствие чего на «К-3» нарушилось освещение, оказалось сорванным со своих мест оборудование и приборы, а через заслонку газоотвода внутрь прочного корпуса стала поступать забортная вода.
Несмотря на то, что экипаж самоотверженно боролся за живучесть, ситуация с каждой минутой становилась все более крити-
ческой.
В этих условиях К. И. Малофеев принял согласованное с М. И. Гаджиевым решение всплывать и дать противнику артиллерийский бой из 100 и 45 мм пушек.
Сосредоточив в районе рубочного люка боевые расчеты и боекомплекты снарядов, в 15.07 подводная лодка всплыла и с дистанции около 20-30 кабельтовых (примерно 3,7-5,5 км) была атакована артиллерией противника, сумевшим вывести из строя носовое 100 мм орудие. Но комендоры кормовой «сотки» пятым снарядом попали в немецкий сторожевик, вызвав детонацию его боезапаса. Затем прямым попаданием был потоплен еще один корабль охранения, а третий – стал отходить, выставив дымовую завесу.
Всего, за время боя, продолжавшегося около 10 минут, «К-3» израсходовала 39 100 мм и 47 45 мм снарядов, продемонстрировав высокую боевую выучку экипажа и мастерство командира.
После благополучного возвращения «К-3» на базу, подвиг ее экипажа получил широкую известность. Так, практически весь выпуск выходившей на Севере газеты «Краснофлотец» за 13 декабря 1941 г. был посвящен описанию действий этой подводной лодки.
17 декабря 1941 г. статья с аналогичным содержанием была опубликована в центральной газете «Правда», вызвав большой энтузиазм среди личного состава частей и подразделений советских войск, участвовавших в разгроме немцев под Москвой.
Всего за годы войны «К-3» совершила 10 боевых походов общей продолжительностью около 123 суток, суммарный тоннаж потопленных ею кораблей и транспортных судов противника составил более 25 тыс. тонн.
Многие члены экипажа подводной лодки были награждены высокими государственными наградами.
За проявленное мужество и отвагу командир корабля К. И. Малофеев был удостоен высшей награды СССР ордена Ленина, а также ордена Отечественной вой-ны I степени и медали «За боевые заслуги».
14 марта 1943 г. «К-3» вышла в свой последний боевой поход. Очевидцы вспоминают, что ее командир, стоя на мостике, при отходе от пирса напевал:
«Тихо ветер шумит на просторе,
Волны катятся плавно кругом.
Мы уходим в полярное море
Воевать с ненавистным врагом».
В базу подводная лодка не вернулась. Весь ее экипаж, во главе с командиром, погиб, до конца выполнив свой воинский долг.
Имя капитана 3 ранга К. И. Малофеева навеки вписано в анналы отечественного военно-морского искусства. Не оказалась забытой и «К-3». Этот тактический номер был присвоен первой советской атомной подводной лодке «Ленинский комсомол», совершившей в 1962 г. беспримерный в истории отечественного флота подледный переход к Северному полюсу и водрузившей там государственный флаг СССР.
Г. ПЕРЕПИЛЯК,
капитан I ранга (в отставке).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

260