Меню
16+

Газета «Сельская новь»

20.05.2013 11:35 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 21.05.2013 г.

Неприкасаемая тема

Автор: А. Тарасов
Давно замечено – не бывает бывших прокуроров, футболистов или учителей. Если пришел в профессию не по горькой необходимости, а по предназначению природы, то суждена вечная привязанность к делу и неодолимая привычка все оценивать мерками своего ремесла. Мирной походочкой идет старикашка – рядовой участник движения, а стрельнул глазом на трехэтажную новостроечку чиновника 14-го разряда и прикинул. Пожалуй, на десятку строгого режима потянет, статья такая, пункт этакий.

По запущенной дорожке с палочкой хромает «бывший» центральный форвард, огляделся. Бац, – и пивная жестянка летит в придорожную канаву. Оценил: «Неплохо. В нижний левый. Верняк». Подошла «бывшая» литераторша к казенной двери с надписью «Закрывайте пожалуйста, дверь» и с печалью подумала: и с запятыми-то разобраться не могут.
От моей последней посевной с планом и севооборотом, рокотом тракторов, нестыковкой в подвозе семян и минералки, незлобного мата-перемата и неусыпного райкомовского контроля прошло 35 лет. Из них двадцать лет спокойных уроков-разговоров в техникуме о тех же севооборотах, кондициях семян, прогнозах роста урожайности и подобных важных делах государственного масштаба. 35 лет «бывший» агроном.
Говоря языком эпохи развитого социализма, река сельской жизни плавно катит свои воды, не бурлит, не гремит, из берегов не выходит. У кого здорово получается на тракторе-комбайне, тому премии, ордена, медали, место на Доске почета. У кого урожайность сам-десять-двадцать, тому прямая дорога на ВСХВ-ВДНХ в Москву. А там уж другие премии, ордена и трибуны.
Во времена правления Генсека
Н. С. Хрущева упраздняется фактический государственный феодализм. Все колхозники получают паспорта, вместо трудодней — денежная оплата. Хочешь и можешь учиться – учись: если сельскому делу, то колхозной стипендии хватает не только на гороховый суп. Если хочешь в городскую общагу или дворницкую клетушку – валяй. Ты хозяин своей судьбы. Теперь ты «бывший» крестьянин.
Есть неистребимая порода советчиков, особенно настойчивых, когда знают, что они не будут жертвами своих советов. Пожалуй, первой лас-точкой из корпуса всезнаек была доктор экономических наук Т. Н. Заславская. Неведомыми методами она вычислила, что в стране есть масса «неперспективных» деревень. Еще в них играют свадьбы, качаются люльки, пасутся стада и пахнут смолой новые срубы, а академик Заславская уже служит панихиду. Маленькой местной власти академическая мысль понравилась: не надо строить мосты и дороги, копать колодцы, содержать медпункты, школы, библиотеки.
На следующем этапе массовое повреждение логичности мышления: сельское хозяйство – черная дыра. Бесы и бесенята захлебываются от дозволенного права плевать в сельский люд – черная дыра, черная дыра. Но ведь все на виду и всем понятно: у села отобрали миллионы, из этих же миллионов дали крестьянам рубль мелочью и требуют благодарного целования, эшелонов хлебов и мясов мраморного типа.
Стоило разумному государству в неурожайный год списать долги с колхозов, как тотчас появились «борцы» за духовное здоровье крестьян. «Нельзя развращать колхозников. Пусть лучше работают. Мы, «борцы», на картошке, а они…». И ведь доболтались. С очень высоких трибун стали раздаваться далеко не разумные речи: «Пусть каждый занимается своим делом». Один Бог за всех? К примеру, научился читать ахинею по бумажке, значит, пожизненно.
Исчезли студенческие строительные отряды, все меньше заводских и фабричных шефов, все больше неубранных картофельных и овсяных полей.
В 1990 году золотой голос перестройки академик-экономист Николай Шмелев опубликовал откровения нового мира «Либо сила, либо рубль». Бог новой религии материален, видим, доступен и обладает универсальным лечебным свойством. Очередной спаситель отечества пишет: «Рубль должен быть поставлен в центр всего. Он и только он должен стать мерилом экономического успеха. Ну, а души человеческие? А о душах человеческих предоставим заботиться тем, кто и должен по долгу своему это делать: учителям, писателям, пропагандистам, судьям, попам».
Под руководством рубля дела сложились не так, как обещалось. Через 14 лет спросили академика Шмелева: «О, великомудрый, где процветание экономики и просветленные души человеческие?». В ответ без бойкости и четкости: «Переходный период…социальная безответственность… корыстолюбие… неподготовленность населения…консерватизм».
Догадываюсь, что не академики правят земными делами, но, стоя за левым плечом составителя законов, нет-нет да и толкнут под локоть – и продукт готов. Первая статья Земельного кодекса Российской Федерации доводит до сведения сограждан, что земля «недвижимое имущество» и «объект права собственности». Одно слово – товар. Для тех, кто русских сказок не читал или забыл, напомню: у каждого человека за правым пле-чом — ангел, за левым – чертик.
Всемирная торговая организация – неповторимое «чудо» мировой экономики. Записались в нее – и дело в шляпе. Российские коровенки давно в лучшем мире, а молока – реки, сыра-масла – горы. Свинопоголовье сгорело в адском пламене свиной чумы, но на прилавках свиные рульки и рулеты, окорока и котлеты. В любом количестве у прилавков пищеварительный экстаз: все как в Москве при той власти!
Все, кто дочитал до этих строк, вправе спросить автора: от прокурора до свиных котлет не велика ли дистанция? Нет, это не попытка тяжелый смысл событий в хитренькие ухмылочки и словечки упрятать.
Есть никем не отрицаемый факт – исчезло целое сословие – крестьяне. Граф Л. Н. Толстой называл его «Единственно благородным сословием».
Эти люди жили в молитвенной вере в будущее: умирать собирались, но рожь сеяли. «Бывшие» агрономы думают точно так, как и «бывшие» прокуроры и литераторши. Кто раскорчует, удобрит и засеет Нечерноземье, кто правильно расставит смыслы и знаки в законах, кто заплатит за изобилие, не нами заработанное?
Веселенькое наше время: все поручаем потомкам. Услышит ли наше поколение с неизбежных высот слова благодарности?

P.S.: Неувядаема человеческая надежда. Из одиннадцати TV-встреч с главными чиновниками страны на восьми задавал по телефону вопрос: а будут ли возрождать Нечерноземье? Вчера надежда рухнула. В 18-м номере «АиФ» от 7 мая, обсуждая задачу борьбы с убийством на улице, член группы по реформированию МВД М. Пашкин пишет: «...не разрешать таким персонажам жить в черте городов». Ждите последние деревенские могикане. «Помощь»
идет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

26