Меню
16+

Газета «Сельская новь»

06.05.2013 09:34 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37-38 от 07.05.2013 г.

Мой самый любимый праздник

Автор: В. Чумарина
говорит о Дне Победы ветеран Великой Отечественной войны

- Проходите, пожалуйста! – гостеприимно пригласила меня в квартиру Лидия Александровна Табатадзе. – Пойдемте на кухню, там удобнее.
И вот мы уже сидим в небольшой, уютной и чистенькой кухонке однокомнатной квартирки на четвертом этаже. Лидия Александровна ведет неторопливый рассказ о своей семье, детстве. Рассказывает обстоятельно, подробно.
И тут я задаю ей вопрос, может не очень корректный: «А откуда у вас такая интересная и необычная фамилия?».
- Замуж за грузина вышла, — последовал ответ. – Ну я вам и об этом расскажу.
И Лидия Александровна продолжила свой рассказ.
После окончания семилетки она поступила в Ленинградское педучилище им. Некрасова.
- Это училище было лучшим в Ленинграде. Оно готовило учителей только для этого города, дисциплина — железная, как в институте благородных девиц.
- 22 июня, — вспоминает Лидия Александровна, — мы с подругой, поскольку выходной, уехали купаться на Финский залив. К обеду возвращались, сели в трамвай. Удивились, люди какие-то возбужденные. В ответ на наш вопрос: «Что случилось?» последовал ответ: «А вы разве не знаете? Война началась!».
Из Красного Холма пришло письмо от матери. Она звала Лиду домой. Пять дней не могла купить билет. Наконец, повезло.
Учебу уже заканчивала в родном городе. Было это в 42-м году. Распределение получила в Завидовский район (ныне Конаковский). Учительнице едва исполнилось 17 лет.
Свое трудовое «крещение» Лидия Александровна получила в Мелковской начальной школе. Немцев уже выбили из Калинина, освобожден был и Завидовский район.
- Представляете себе школу после немцев? Все разбито, раскурочено. Выделили нам маленький домик. Поставили парты. Мне достались 2-4 классы. Четвероклассники чуть помладше меня. Жили голодно, зарплата 240 рублей. На них ничего не купить.
Лидия Александровна едва справилась с волнением. Рассказала, как по случаю удалось купить целую буханку хлеба на месячную зарплату. Да в один присест и съела.
Школа стояла на большой дороге. В одну и в другую сторону шли военные машины. Как-то, на огонек, к ним заглянули двое военных. Оказалось — новое командование формировавшегося полка. Лида поделилась с ними мечтой попасть на фронт, тогда они предложили ей поехать с ними.
Так она попала в истребительный противотанковый полк № 1646, который формировался под Москвой в Перхушкове. Она была единственной женщиной в этом полку. Пригодились знания медицины, которые получила на курсах еще в Красном Холме.
После того, как полк сформировался, их отправили на передовую.
- Приходилось учиться стрелять из карабина. Тяжело было, отдача сильная, отбила себе плечо, — с улыбкой продолжила Лидия Александровна. – Затем мне подарили трофейный пистолет.
Осенью 1943 года их полк «кинули» под Киев.
- Грузились в дождь. Говорят, это хорошая примета. Наверное, правда. Пока добирались эшелоном, нас ни разу не бомбили. Повезло.
Разгружались на ст. Есиповичи. И сразу пошли на Житомир.
Лидия Александровна с легкостью вспоминает названия населенных пунктов: Грабы, Стремигород, Новгород-Волынский.
- Я была при нескольких батареях (людям несведущим поясню – в полку 6 батарей по 6 орудий в каждой. Пушки 76 мм – В. Ч.). На себе приходилось таскать раненых. Страшно было, когда на тебя идут немецкие танки: кругом грохот, осколки летят. Меня, наверное, Бог хранил. А вторая батарея была полностью уничтожена.
В конце февраля их полк из-под Ровно отправили в Житомир на отдых. Блаженством была баня. Здесь же получили приказ Ватутина: всех женщин рядового и сержантского состава командировать в зенитные части, которые формировались под Киевом.
Добиралась своим ходом. По прибытию была зачислена в 420-ый отдельный дивизион. Стала комсоргом дивизиона. Перед этим прошла инструктаж в ЦК Украины.
- Затем был город Сарны (Западная Украина). Мы охраняли мост через реку Случ. Город этот являлся ключом подхода к Варшаве. Нас каждую ночь бомбили. Немцы ведь народ пунктуальный, ровно в 23.00 начиналась бомбежка.
Лидия Александровна на минуту прервала рассказ. Чувствовалось, что женщина устала. Возраст, накопившиеся болячки уже сами диктуют норму поведения. Но потом, собравшись с силами, продолжила.
-После Сарны попали в Ковель. Это, наверное, второй Сталинград. Не было ни одного целого дома. Кругом разруха, мины. Затем- Брест, польский Тересполь.
Как зеницу ока она хранит свою боевую награду — медаль «За отвагу».
В зенитной части Лидия Александровна познакомилась с будущим мужем – командиром взвода. Свадьбу праздновали в Польше в канун победы.
И хотя Лидия Александровна еще раз была замужем, фамилию первого мужа оставила — Табатадзе.
В 45-м вернулась в Красный Холм. По специальности устроиться не могла. Работала в редакции радиовещания. Здесь же познакомилась со своим вторым мужем. Оршанский служил в Китае, приехал на отдых к матери.
Некоторое время Лидия Александровна жила в Китае, где и родился сын.
С Оршанским судьба тоже не сложилась. Вернулась домой.
Вся последующая трудовая жизнь
Л. А. Табатадзе была связана с почтой. 28 лет она проработала здесь.
Немало трудностей и перипетий легло на плечи этой женщины. Но силу воли не сломили. Болезненно, но стойко она перенесла трагическую гибель сына. Хорошо, что есть внучка. Она сейчас далеко. Но каждый вечер в квартире Лидии Александровны раздается телефонный звонок и родной голос в трубке спрашивает: «Бабуля, ты как?».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

55