Меню
16+

Газета «Сельская новь»

12.12.2014 09:08 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 76 от 12.12.2014 г.

Краснохолмскому краеведческому музею - 50 лет

Автор: С. Гусева,
кандидат исторических наук, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Московского государственного объединенного музея-заповедника.

Для нас краеведческий музей в г. Красном Холме Тверской области стал своего рода объединителем или, как сейчас принято говорить, площадкой для диалога, чтобы поделиться своими выводами, пообщаться на интересующие нас темы. Необходимо пояснить, что для нас -это для группы людей, объединенных одной темой — изучением древнейшей обители тверской земли Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Среди нас есть несколько профессиональных ученых, есть и просто любители старины и краеведения, исследователи своей семейной генеалогии.

Открываю современную научную работу по проблемам музейного дела, случайно останавливаюсь на фразе «Освоенное культурное наследие способствует объединению людей в социуме»1. И думаю — так ведь это про нас. И конечно это большое везение! Ведь как часто красивые и наукоемкие фразы живут сами по себе, а реальная жизнь, особенно в провинции, преподносит совсем другие сюрпризы.
В 2014 году музею в Красном Холме исполняется 50 лет. Уже в далеком от нас 1964 году он был открыт по инициативе группы краеведов, возглавляемой Н. Н. Соколовым как музей, работающий на общественных началах2. Только в 1980 году он официально вошел как филиал в состав ТГОМ (Тверской государственный объединенный музей). Видимо, какой-то свой гений места создал Краснохолмский музей «общественным музеем», и через полвека вновь отвел ему эту важную роль.
Конечно, за эти десятилетия музей прожил свою интересную историю, в которой, я не сомневаюсь, было много славных страниц, но в данном случае я не ставлю себе целью рассуждать об этом. Речь пойдет о сравнительно недавнем прошлом, больше о сегодняшнем дне.
В 2008 году я занялась исследованием и популяризацией истории Краснохолмского Антониева Николаевского монастыря, с этого времени берет начало и мое тесное сотрудничество с краеведческим музеем. Осенью 2008 года на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялся научный семинар «Тверской край в науке и культуре». В рамках его состоялся круглый стол «Проблемы сохранения архитектурного комплекса Краснохолмского Антониева монастыря». В числе выступивших на заседании в Петербурге были гости из Твери: известный археолог и искусствовед
А. М. Салимов, Н. Р. Козлова (зав. отделом досоветского периода ТГОМ) и И. В. Семенова (директор Краснохолмского краеведческого музея). Это была первая попытка сплотить людей, неравнодушных к теме сохранения этого выдающегося памятника прошлого — Антониева монастыря, собирался круг единомышленников, шел поиск материалов по истории монастыря. Тогда же параллельно в Красном Холме и Твери делалось свое важное дело. Н. Р. Козлова говорила об этом на заседании в 2008 г.: «Встает вопрос об отражении его [монастыря] роли в экспозиции Краснохолмского краеведческого музея, над которым сейчас идет работа. Поскольку утрачены церковная утварь, облачения, иконы, все это утрачено... встает вопрос о необходимости разработки художественного решения экспозиции, способной воздействовать на эмоциональное восприятие при показе исторических событий»3.
Следующее заседание ученых и общественности, заинтересованной в принятии мер по спасению памятника, состоялось в июле 2009 г. в стенах краеведческого музея Красного Холма. В это же время в городе прошли празднования 80-летия образования Краснохолмского района. Вся эта атмосфера жизни малого города Тверской области нашла отражение в документальном фильме иеромонаха Силуана (Конева) «Спас на Холму», посвященном Антониевой обители. Кстати, именно в экспозиции первого этажа краеведческого музея дала свое интервью для фильма Н. Р. Козлова. На тот период можно сказать, что летом 2009 г. музей щедро распахивал свои двери для всех желающих узнать больше о Красном Холме и монастыре, для тех, что горел желанием высказаться по поводу судьбы этого удивительного памятника, поделиться своими знаниями.
Осенью 2011 г. в краеведческом музее на втором этаже открылась новая экспозиция. Истории Николаевской обители был посвящен отдельный зал, его подлинным украшением стал художественный макет монастыря. И вот в октябре 2011 г. уже на этом новом фоне стендов и витрин, наполненных ар-хеологическими находками с территории монастыря, директор музея И. В. Семенова рассказывала об истории обители следующей съемочной группе «Православной студии Петербурга». В 2012 г. в части 5 серии «Паломничество по святым местам» в числе других сюжетов о древних и современных обителях вышел их фильм «Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь».
Мне удалось увидеть обновленную музейную экспозицию только этим летом, в июле 2014 года. В музее вновь состоялась встреча исследователей древней обители, звучали доклады, задавались вопросы, мы делились своими открытиями, мыслями и планами.
Но на этот раз, может быть, самое главное открытие ждало нас здесь, в музее Красного Холма. Экспозиция дала то, что все мы упорно искали, за что, можно сказать, боролись уже несколько лет — в нашей современной культуре возник образ Антониева монастыря. Не хочется останавливаться на анализе частностей, суть в том, что достигнута основная цель. Наконец-то из разрозненного материала (документов, фотографий, упоминаний) сложился доступный для публики образ древней обители. Наконец-то Антониев монастырь можно увидеть, не в прямом значении этого слова (зрелище это, в общем-то, тяжелое: наблюдать заброшенные и разрушенные до неузнаваемости здания), а увидеть как памятник старины, как объект нашего культурного наследия.
Основной доминантой зала стала репродукция современной иконы «Собор Бежецких святых». Это, бесспорно, очень удачное художественное решение. Икона и расширила музейное пространство, был перекинут мост от XV века до наших дней, и одновременно она объединила, собрала всех зрителей. Можно сказать, что размещение иконы художественно поддержало основную тему экспозиции — хронологическое освещение истории монастыря. Но также ее присутствие задало особый высокий тон восприятия событий многовековой истории монастыря, заставив нас задуматься о вечности и незыблемости русской духовной культуры. Святые на иконе – вне времени, они вечны, они были в XV веке, но они с нами и сейчас в XXI веке, так же как и исповедуемые ими ценности: милосердие, доброта, любовь к Родине. Таким образом, вместе с иконой и драматическую судьбу разоренной обители воспринимаешь уже без надлома и протеста. На мой взгляд, так это и стоит воспринимать, как факт истории. Просто попробовать отдать каждому свое: вот — время, а вот — люди, время строить и время ломать, интересы людей в их времени, и
что-то, что стоит над временем.
Хочется поблагодарить краеведческий музей Красного Холма и Тверской государственный объединенный музей (его научных сотрудников и художников) за создание этой экспозиции! Вы взяли на себя труд оформить то, что витало в воздухе, в мыслях, в интернете — представить на суд зрителя исторический образ Антониева монастыря, рассказать о нем языком, доступным каждому посетителю.
Конечно, далеко не всякий человек, даже интересующийся темой, станет анализировать сложную научную статью, или поставит себе целью разбираться в специальной литературе XIX века, работать с архивными источниками. Но вот перешагнуть порог музея, чтобы оказаться внутри увлекательных историй и диковинных предметов старины, под силу почти всем. И если музей сможет перевести своему посетителю то, о чем размышляют на конференциях и страницах научных монографий на своем «высоком языке» культурологи, искусствоведы, исследователи, — то он со своей задачей справился, стал тем объединителем, без которого развитие современной культуры невозможно.
1 Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М., 2012. С. 9.
2 Тверская область: Энциклопед. справочник. Тверь, 1994. С. 135.
3 Первый Петербургско-Тверской семинар «Тверской край в науке и культуре»: Сб. науч.статей. Тверь, 2009. С. 313.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

332