Меню
16+

Газета «Сельская новь»

20.02.2014 10:06 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13-14 от 18.02.2014 г.

Сталинский сокол

Поразившее и восхитившее весь мир рождение и стремительное развитие советской авиации нельзя представить без нашего земляка, прославленного лётчика-испытателя Михаила Михайловича Громова, которому в этом году исполнилось бы 115 лет. Его имя золотыми буквами вписано в энциклопедии, в Книгу рекордов Гиннесса, в учебники по истории мирового воздухоплавания.

По воспоминаниям современников, человек исключительного душевного обаяния, широких интересов и разносторонних дарований, крупнейший исследователь и популяризатор авиационной техники, высокоодарённый учёный, активный общественный деятель, умный и тонкий воспитатель советских лётчиков, и он же – видный военачальник, бесстрашно сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны, М.М. Громов ещё в молодости выдвинул девиз, которому неуклонно следовал всю свою большую и яркую жизнь: «Всегда вперёд! Отстающих бьют!»
…М.М. Громов родился 24 февраля 1899 года в г. Тверь в семье военного врача. В 1916 году окончил реальное училище Воскресенского (по улице Мясницкой), увлекался живописью в студии художника Машкова, занимался тяжёлой атлетикой и другими видами спорта. В 1923 г. молодой штангист Громов стал чемпионом страны в тяжёлом весе.
«Физическая подготовка, — писал впоследствии прославленный герой, — выработала во мне уверенность в своих силах, быстроту реакции, быстрое освоение непривычной, новой координации движений, а предоставленная мне самостоятельность поведения в самых разнообразных случаях повседневной жизни выработала волевую собранность, смелость и решительность».
Неодолимая мечта об авиации захватила его с детства, когда он страстно увлёкся авиамоделизмом. Семнадцатилетним юношей пришёл Миша в школу лётчиков. Сначала его не принимали по молодости лет. Но напористый юноша так восхитил комиссию своими необычайными физическими данными, технической грамотностью, эрудицией, что ему не могли отказать и приняли на 6-тимесячные теоретические курсы авиации Жуковского. Потом направили для технического обучения лётному делу в Центральную Московскую школу авиации, где его первым учителем стал известный русский лётчик Б.Н. Россинский.
Разразилась ожесточённая гражданская война. Михаил Громов делает свой жизненный выбор: служит красвоенлётом во 2-ом авиационном крыле приуральского сектора войск внутренней охраны (г.Уфа), принимает участие в боевых действиях. Вернувшись в Московскую лётную школу, руководит отделением боевого применения, осваивает лучшие образцы иностранной авиационной техники того времени.
Когда началось мирное строительство, энтузиасты авиации создали в Москве высшую школу лётчиков. В ней учились наиболее одарённые, отважные, а преподавали опытные пилоты, имеющие боевой и практический опыт. В советской стране создавался могучий военно-воздушный флот, без которого невозможно было бы выиграть сражения с гитлеровскими полчищами и на земле. В группе инструктора Громова впервые обучался лётному мастерству молодой многообещающий Валерий Чкалов…
Михаил Громов успешно окончил научно-исследовательский институт, достиг блестящих результатов в освоении новых самолётов
отечественного образца, став лётчиком-испытателем, поднимался в воздух на машинах зарубежного производства, изучал их особенности. По его признанию, в профессии испытателя он нашёл «и романтику, и спортивный интерес, и большие возможности для творческого участия в прогрессе авиации».
Летом 1925 года проводился необычный воздушный перелёт СССР – Китай. В нём участвовали немецкие монопланы «юнкерсы» и советские бипланы Р-1 и Р-2. С советской стороны выбор пал на Громова. Перелёт проходил в крайне трудных метеоусловиях, по неизведанным трассам. «Юнкерсы» не смогли преодолеть штормовой Байкал и вернулись в Иркутск. Самолёт Громова достиг поставленной цели, прилетел в Пекин, а оттуда, впервые преодолев морское пространство, взял курс на Токио и благополучно приземлился на японском аэродроме. «Советский авиационный мотор безотказен!» — лаконично доложил конструкторам отважный пилот.
Далее последовала череда блистательных громовских побед: успешное испытание самолёта молодого конструктора, также нашего знаменитого земляка, А.Н. Туполева АНТ-3 («Пролетарий») в 1926 году и сенсационный полёт на нём по столицам Европы; испытание туполевской десятиместной машины АНТ-9 («Крылья Советов») и беспосадочный перелёт на ней 9 тысяч километров; Громов даёт путёвку в жизнь первому отечественному истребителю И-1, на котором он первым в истории мировой авиации совершил парашютный прыжок из затяжного штопора.
Европейские газеты восторженно писали о русском чудо – пилоте. За блестящее мастерство и мужество, проявленные Громовым при перелёте в сложнейших метеоусловиях, японцы представили его к своей высшей награде – «Ордену восходящего солнца».
Особенно крепкой была дружба у Михаила Михайловича Громова со своим сверстником, авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Обоих породнила древняя тверская земля, оба – яркие новаторы в авиации, оба – глубоко патриотичные русские люди.
С успехом испытывал Громов и воздушные машины Н.Н. Поликарпова – И-3, И-15, И-16 и малютку У-2 (По-2) – лёгкий ночной бомбардировщик, ставший с тех пор на десятилетия универсальной, во многих случаях незаменимой в стране.
Заинтересовавшись уникальным пилотом и питая особую любовь к авиации, его принял лично И.В. Сталин. Как свидетельствует журнал записи лиц для аудиенции, Сталин несколько раз беседовал с Громовым, безусловно, во многом определив его жизненную и творческую судьбу.
М.М. Громов дал путёвку в жизнь десяткам отечественных самолётов. Для определения их практического потолка лётчику приходилось подниматься без кислорода на высоту 7 тысяч 200 метров в течение 45 минут – вот где пригодились ему отменная физическая подготовка и необычайная напористость для достижения поставленной цели…
Осенью 1934 года на туполевском цельнометаллическом моноплане АНТ-25 Михаил Михайлович совершил беспосадочный семидесятичасовой полёт по замкнутой кривой 12411 километров. Это была мировая сенсация! Международный рекорд французов Бассутро и Росси был побит. Страна бурно рукоплескала советскому авиатору. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а лётчики единодушно назвали его пилотом №1.
А через три года – новое мировое достижение: М. Громов вместе с лётчиком-испытателем А.Б. Юмашевым и военным инженером С.А. Данилиным на АНТ-25 совершил перелёт через Северный полюс в США, установив два международных рекорда – по дальности и продолжительности полёта. Экипаж мужественно преодолел все препятствия – туманы, облачность, оледенение корпуса самолёта, доказав всему миру, что предыдущий «прыжок» Чкалова в Америку – не случайность, что советская авиация способна на самые дерзкие свершения. Лётчиков тепло принял президент США Рузвельт. Возвращение на родину было триумфальным.
М.М. Громов первым из советских людей был удостоен самой почётной награды Международной авиационной Федерации (ФАИ) – медали Анри де Лаво, учреждённой в память основателя и первого президента ФАИ. Второй такой награды в нашей стране удостоен Юрий Алексеевич Гагарин. Такие же медали получили и все члены экипажа АНТ-25.
Что же питало эти и многие другие героические поступки прославленного лётчика-испытателя, какая морально-нравственная и духовная почва? Громов, надо иметь в виду, ярчайший, но далеко не единственный представитель советской школы воздухоплавания, особого поколения смелых, патриотичных, духовно богатых людей, безоглядно преданных Родине.
Нынче нередко с горечью наблюдаешь, как иные любители проехаться грязным пером по прошлому нашей Родины без зазрения совести, с каким-то болезненным сладострастием смакуют лишь одну тему – «гулаговскую», чернят направо и налево высокие гражданские чувства первых строителей социалистического общества, называют героев-романтиков 1930-х годов, крепивших могущество нашей страны, «безумцами», «фанатиками», «жертвами сталинской идеологической машины»…
А вот как оценивал своих молодых современников сам Михаил Михайлович через сорок лет:
- Об опасностях мы тогда старались не думать. Престиж Родины, её честь – вот что для нас было главным. Но мы вовсе не были каким-то исключением в этом порыве. Каждый на своём посту стремился доблестным трудом возвеличивать славу Отчизны.
…Грянула Великая Отечественная война. Началась новая страница биографии прославленного лётчика-испытателя – боевая. В военные годы проявился его талант военачальника. С декабря 1941 года Михаил Михайлович на фронте – командир авиационной дивизии, а с февраля 1942 года – командующий Военно-Воздушными Силами Калининского фронта. С болью в душе он увидел родной город в развалинах и, как все фронтовики, мстил врагу за страдания своего народа. Затем он командовал воздушной армией, принимал участие в крупнейших операциях по разгрому гитлеровских
войск под Москвой, Великими Луками, Смоленском, на Курской дуге и при освобождении Белоруссии.
Летом 1944 года Громов назначается начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации. В этом же году по его инициативе были впервые организованы курсы повышения квалификации лётчиков-испытателей, среди которых оказалось много фронтовых пилотов. Спустя три года, в октябре 1947 года открылась первая в стране Школа лётчиков-испытателей, основателем которой стал М.М. Громов. Французское правительство за его личный вклад в совершенствование организации и тактики боевых действий полка «Нормандия», входившего в состав 1-й Воздушной Армии, наградило его высшим французским орденом – командорским орденом Почётного легиона.
После окончания войны с 1946 по 1949 годы Громов – заместитель командующего Дальней авиации, а затем (до 1955 года) на руководящей работе в Министерстве авиационной промышленности.
…Умер Михаил Михайлович 22 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В столице, в высотном доме, что на площади Восстания, где жил генерал-полковник авиации в отставке М.М. Громов, установлена мемориальная доска. На ней бронзовый барельефный портрет легендарного лётчика (авторы – Народный художник РСФСР О. Кирюхин и Заслуженный архитектор РСФСР В. Степанов). В Твери имя прославленного авиатора носит одна из улиц. Имя М.М. Громова занесено в Энциклопедический словарь «Отечество. История, люди, регионы России» (М., Большая Российская энциклопедия, 1999 г.) и в Новый энциклопедический словарь (Большая Российская энциклопедия. М., 2006 г.).
Родина высоко оценила мирные и военные подвиги М.М. Громова. Кроме Золотой Звезды Героя Советского Союза, он награждён пятью орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды и многими медалями. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов, имел учёное звание профессора (1937 г.), военное звание генерал-полковника авиации (1944 г.). Имя М.М. Громова присвоено Лётно-исследовательскому институту.
Жизнь М.М. Громова – пример гармонически развитой личности, безоглядно посвятившей все свои силы, ум и сердце служению любимой Родине, России. Убеждён, что придёт то время, когда его имя воплотится в художественных творениях, в народно-героическом эпосе, с него будет брать пример юное поколение.
Владимир Юдин, г. Тверь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

164