Меню
16+

Газета «Сельская новь»

16.04.2014 09:02 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 15.04.2014 г.

«Мы идем по крестному пути"

К 90-летию писателя Ю.В. Бондарева

- Юрий Васильевич, недавно опубликованное в печати интервью, взятое мной у Вас, вызвало широкий интерес. Читатели пишут: плестись в хвосте западных «прогрессивных» демократий, бездумно подражать хвалёной Америке нам не пристало – это не наш, не российский путь. Это тупик. Негоже нам, гражданам России, с тысячелетними корнями, чтящими героические деяния своих предтечей, глупо обезьянничать, копировать чуждый образ жизни, примеривать на себя чужие одежды...
Не засиделись ли на печи, подобно Илье Муромцу, в праздном созерцании духовные вожди нации, призванные своим страстным патриотическим зовом зажечь сердца надеждой и смело повести в будущее, к добру и свету, а не назад, в глухую темень?..
- Я не знаю, где зарыт камень мудрости, но точно знаю, что неудержимая дозволенность свободы без берегов порождает умственный примитивизм, злое малодушие, зависть и делает из бывших сотоварищей недругов, если даже они когда-либо прежде считались единомышленниками. Изощрённая хлестаковская ложь, открытая неприязнь разъединённых писательских станов наделяет так называемых творцов качеством болезненной психики, а это в конце концов приближает литературу к омертвению слова.
В 80 – 90-х, особенно в 93-м году, в возбуждённых залах и на уличных трибунах при каждой выкрикнутой политической пошлости и во время танковой стрельбы по окнам российского парламента «свободолюбивая» толпа с сознанием демократических неандертальцев, надрываясь, кричала «браво» вместе с ельцинистской интеллигенцией…
- Не садистский ли был это бунт больной психики?
- Не сомневаюсь, что за обезумелую танковую победу ельцинистов придётся рано или поздно расплачиваться несчастьем неизбежного поражения. Но возьмётся ли за ум Россия, всё-таки поверив в собственную, незаёмную энергию, вернув к действию недюжинные свои способности? Пока нет ответа.
- Иной раз слышу: омертвела воля народа, испарилась его пассионарность, выродился некогда гремевший славой по всему миру непобедимый русский дух. Мол, люди сами повинны в своей горькой судьбе…Моя знакомая учительница-пенсионерка Наталья Селунская из г. Кореновск, что на Кубани, с горечью и возмущением пишет: «Люди с омертвелым духовным сознанием ни приобретать книги, ни читать их (тем более книги умные) не хотят. Богатые возводят роскошные коттеджи, меняют машины, им не до книг. Бедные живут, поджав живот, и экономят на всём, чтобы купить буханку хлеба или бутылку водки – пьют с горя и отчаяния. Им тоже не до книг. Дети берут пример с родителей. Так делают нынешние пресловутые «творцы духа» безграмотное население, бросая его в бездну хамства и невежества…» Вправе ли мы, Юрий Васильевич,считающие себя интеллектуальными заботниками и духовными просветителями народа, его нравственными наставниками и водителями, осуждать падающих в пучину безмолвия и моральной дикости многострадальных соотечественников?..
- Мудрые суждения знатоков русской души не всегда попадают в точку. Мы не вправе легковесно судить народ, самонадеянно указывать ему порядок, меру и истину поступков, но так или иначе пришло время каждому из нас с горечью вглядеться в глубинную жизнь, вглядеться в самих себя, собратьев по перу, испытывая мучительную душевную боль и неуспокоенность. Но, как это ни поразительно, мы живём в ожидании излечения от чужих нереальных идей, от псевдодемократических формул. И ещё верим, что сила слова резко выявит искажение мира и напомнит о смысле существования рода людского – жить по самому главному закону природы – сохранению человека в человеке.
- Известная древняя истина – кадры решают всё, очевидно, и в литературе, искусстве, духовном бытии является определяющей. Скажем, везде и всюду последними словами ругают наше окаянное телевидение. Но не дикторы же и не телеведущие всевозможных шоу тут в конце концов виноваты! Повинны, по всему, те достопочтенные господа, кто телевидением, СМИ, а теперь, после ужесточения контроля и в интернете, верховодит, кто с помощью денег и власти дёргает за ниточки.
- К большому сожалению, наша талантливейшая национальная художественная культура оккупирована слабоодарёнными, подчас бездарными людьми. И Содом и Гоморра празднуют и торжествуют. Обласканные бульварные творцы, сфабрикованные лжезвёзды, растлевая читателя и зрителя, в нетерпении суча ногами, ждут сигнала сбрасывания в мусорные ямы русской и современной классики.
Серьёзные писатели разобщены, новорождённые «гении», мучимые жаждой власти, объединены в агрессивные стаи. Алчность и зависть размыли подлинные критерии, покрылись свежей плесенью такие понятия, как художество, точность мысли и верность драгоценному слову, добропорядочность и вместе – профессиональное товарищество. Не труд, не сладкая каторга работы над правдой фразы, над словом, а клевета на правду и лукавое лицемерие отношений стали делом обыденным в обстоятельствах двадцатилетней перестроечной пандемии, едва ли быстро излечимой.
Сегодня привнесённое в Россию лихорадочное вожделение собственности, материального эгоцентризма, страсть к денежному знаку возобладали над душами людей и стали в среде писателей – да, писателей, творцов духа! – прельстительными ориентирами успеха.
- Кто же несёт в первую очередь ответственность за не очень радостное, мягко говоря, настоящее и явно угадываемое из ваших слов, Юрий Васильевич, за не очень светлое будущее? Где корень зла?
- В 1946 году американский посол в СССР Дэвис посетил разрушенный Сталинград и, потрясённый сплошными пепелищами и руинами, сказал: «По моему мнению, город надо строить в другом месте. Этот город мёртв». Неудивительно, что, будучи в настроении пессимистическом, посол не учёл тогда главное – скрытую упругость советского народа, что не берут в толк современные бжезинские, считая, что в «холодной войне» политическая карта России навсегда бита, не додумывая, что всякая победа – лишь субъективный образ объективного мира: начало «игры», казалось бы, известно, её конец – за семью печатями. В сороковые годы русский оптимизм проявил себя как воля: ведь до сих пор на Мамаевом кургане в горсти взятого из-под ног грунта больше металлических осколков, чем земли. И вместе с тем Сталинград в короткий срок был возрождён и возвращена к жизни опустошённая войной огромная территория. Это хорошо знакомо пристрастным ученикам истории и в первую голову писателям – самой природой таланта им не дано утрачивать историческую память, прошлое своего народа, которому не суждено стать абстрактным понятием так же, как и уничтоженной литературе.
С конца семидесятых годов грошовый кич, комиксы, детективно-уголовная, модернистская и порносексуальная чепуха завалила книжные рынки США, Канады и Европы, бесцеремонно оттолкнув на обочину серьёзную национальную литературу. Новорожденные строители нынешней России, быстро усвоив рыночную психологию торговли словом, кинулись сочинять любезные обывателю, скверно пахнущие заброшенным предбанником, полусовременные, исторические романчики, поставангардистские опусы с сюжетами «разорванного сознания», черно-белой фотографией пустоты и ужасов, где нет никакой естественной связи с художественным объектом.
Власть денег в искусстве – концентрационный лагерь. Здесь нет спасения ни миллионеру, ни бедняку. Их ждут неизбежные в конце концов потеря миллионов и потеря последней копейки. Но сегодняшний «гомосапиенс» настолько отравлен и испорчен базарным воздухом, что никогда не захочет расстаться с миллионным или копеечным богатством, презирая и смеясь над словами Сократа, имеющим только одежду: «Как много у меня ненужных вещей». И искусство России потонуло, захлебнулось в мировой масскультуре, развращённое рыночным удушьем денег и новым реформенным названием литературы — т о в а р , что угрожает нашей недавно всемирного звучания словесности гибелью всерьёз.
- Так в чём же неискупимая вина многострадальной России? В каких-таких смертных грехах она провинилась, понеся огромные потери в Великой Отечественной войне, непосредственным участником которой Вы, Юрий Васильевич, были, и своим невиданным мужеством спасая весь мир?
- Самоубийственная вина России в том, что она после 90-х годов безропотно, с немыслимым терпением и кровавыми слезами несёт крест, надрываясь под его голгофной тяжестью, — и не виден конец крестному пути. Терпение униженных и обездоленных – грех позорный, близкий к духовному одичанию. Славянское многотерпение?.. Думаю со скорбью об этом терпении нашего народа, фактически даром отдавшего едва ли не всю ведущую промышленность и половину всех национальных богатств в частные руки, необъяснимо откуда-то возникших и никому не известных «предпринимателей», молниеносно ставших олигархами, создавших 12-тимиллионное государство безработных и э т у новую страну, которую раньше по праву называли великой и могучей Россией.
- Позвольте от всей души поздравить Вас, Юрий Васильевич, с памятным днём рождения и пожелать Вам крепкого здоровья и творческих успехов во благо великой русской литературе и нашему неравнодушному к судьбе Отечества читателю!
- Благодарю Вас! Хочу лишь подчеркнуть в заключение. Коли основа поступков – воля, то серьёзность характера писательской организации должна проявляться согласно пониманию веры в единую нелёгкую судьбу всех вместе и каждого в отдельности, защищая человечность в человеке, правду и совесть Родины. Слабость воли и, значит, слабость характера есть гибельное отсутствие праведного разумения, что порождает товарную продажность образа мыслей и, как это ни странно, чувств. Наша истина в нравственной справедливости.
Беседовал Владимир Юдин,
г. Тверь – Москва – Тверь.
Публикуется с сокращениями.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

38