Меню
16+

Газета «Сельская новь»

08.05.2015 10:25 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 08.05.2015 г.

Было девчонке в ту пору всего 16 годков

Автор: В. Чумарина

Снимок сделан в Польше. Вера Николаевна вверху слева.

Говорят, что у войны не женское лицо. Так же называется книга С. Алексеевич. В самом начале она пишет: «На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала». Вера Николаевна Жужулина ни в кого не стреляла, никого не убивала. Но с войной встретилась лицом к лицу. Много повидала всего. Победу она приближала руками. В прямом смысле. В войну она была прачкой.

…Вчерашняя выпускница Утеховской школы строила планы на будущее. Но 22 июня внесло свои коррективы раз и навсегда. Вместо дальнейшей учебы ей пришлось работать в колхозе, косить траву. А какой косец из 15-летней худышки? «Я была маленькой и худенькой. Косить нас учил дядя Миша Журавлев», — вспоминает свое прошлое Вера Николаевна.
Зимой 42-го Вера получила повестку. Вместе с другими девушками их погрузили в вагоны и повезли. Куда? Они и сами пока не знали.
В Москве девушки помогали носить раненых и даже перевязывать. Затем опять в вагон. Привезли девчат под Ржев, где шли ожесточенные бои. Остановились в Погорелом Городище. Вот здесь-то и узнали, что они приписаны к ПЭП-89 (полевой эвакопункт) в прачечный отряд.
Зима 1941-42 года выдалась суровая. «Поставили мне корыто с горячей водой на козла, — воспоминает Вера Николаевна, — а я маленькая росточком, еле достаю. А стирать надо. Вода льется и в рукава, и на валенки. Потом все это замерзло, превратилось в ледяной панцирь».
Перед стиркой белье дезинфицировали, кипятили, а затем уже стирали. «Вшей было уйма. Я счищала белье от гнид. Всего навидалась», — продолжает ветеран.
Немца отгоняли, вместе с фронтом шел и отряд юных прачек. Потом, уже под Вязьмой им привезли стиральную машину. «Это был большой барабан, ручку которого приходилось крутить самим».
Под Смоленском она принимала присягу, хотя и была вольнонаемной. Здесь же вступила в комсомол.
Потом были Литва, Польша. Это уже 1944-й год.
- В Польше нас расформировали по госпиталям. Помогали раненым, раздевали их, укладывали на кушетки.
Когда прибыли в восточную Пруссию, в город Хайсберг, нам указали на один из домов и приказали оборудовать операционную. Дом большой, решили осмотреть его. Зашли, а там немец с автоматом. Испугались конечно. – Вера Николаевна на минуту замолкает. – Да, много пришлось пережить.
- Где встретила победу? – Переспрашивает она меня. – В Чехии. В городе Унслоу. Потом нас опять отправили в Польшу в город Пшедбужь. В июле здесь была облава на советских воинов. Столько наших солдат погибло! Обидно умирать после победы.
В августе их отправили домой. «Когда мы подъехали к границе, то рыдали от радости».
Пять долгих лет она вместе с другими девчонками шла за фронтом. Пережила холод и голод. Стирала солдатское белье, очищала его от паразитов. У Веры Николаевны нет высоких наград. У нее много медалей, благодарностей, датированных разными годами. Я держала в руках эти пожелтевшие от времени листочки и думала, какой же ценой завоевана эта победа. Вместо того, чтобы учиться, шестнадцатилетняя девчонка пошла на войну. И, она, как умела, приближала победу.
Каждый год 9 мая они собирались вместе. Несколько подруг, с кем была на фронте. Только вот соберутся ли нынче? Всем уже по 90 и более, а она самая молодая среди них. Ей всего 88 годов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

152