Меню
16+

Газета «Сельская новь»

23.06.2015 16:18 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 19.06.2015 г.

«Словесный сор из сердца вытрясть...»

Автор: В. Солунин

Наше телевидение иногда вещает правду. Когда умер известный писатель-деревенщик В. Распутин, вспомнили, как он говорил о том, что сейчас нет настоящей литературы. Когда скончался популярный сатирик А. Арканов, упомянули и его приговор: сейчас нет настоящего юмора. Но это все можно расценить, как «минуты слабости». Ибо непрекращающимся потоком с телеэкрана льется тот самый дешевый юмор от «кривых зеркал» и «аншлагов», сопровождающийся гоготом и ржанием, а новоявленные писатели периодически появляются в программах, где  не зазорно на глазах у миллионов зрителей копаться в грязном белье. Действительно, как еще писателю заявить о себе?!

Многое поменялось в нашей стране. Сменился строй, экономический путь, флаг, слова гимна… Но есть «вешки», еще расставленные классиками, по которым безошибочно можно выйти на среду нашего обитания: дураки и дороги (с новым производным «дураки на дорогах» — авт.), вороватость, словоблудие… Поскольку первые явления настолько очевидны и подтверждаются постоянно цифрами и фактами, то остановимся на последнем.
По основной своей работе, а также общественной деятельности приходится часто бывать на заседаниях, совещаниях, семинарах, конференциях. Наслуша-а-ался!
Давно давно по своей наивности думал, что эти ребята, которые говорят долго, хорошо и убедительно, действительно знают, как вырулить с раздолбанной проселочной дороги на столбовую – широкую и ровную. Однако, даже не выходя за рамки прямого смысла этого высказывания, обнаруживается пропасть между словом и делом: дороги все больше приходят в упадок.
Меня всегда удивляли говоруны, у которых речь фонтанирует и льется, как из рога изобилия. В студенческие годы работа преподавателя-лектора казалась до нельзя скучной: как можно одно и то же изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год? Призвание? Пусть будет так. Да и пустячком кажется это теперь, когда участники бесконечных ток-шоу, актеры и политики, звездочеты и экстрасенсы, откровенные шарлатаны под благообразной личиной готовы едва ли не круглосуточно нести всякую белиберду, лабуду, гнать пургу, морочить людям головы. Телепространство (хорошо, пока не все) превращается в пустую балаболку – ни уму, ни сердцу. Тоже призвание? Или деньги да желание засветиться? Смотреть, конечно, не принуждают, голубой экран погашается в одно касание.
Другое дело – обязывающие к присутствию заседаловки, связанные с освещением в газете какой-либо темы или мотивированные доверием по общественной линии. Если не удалось отвертеться-отбрыкаться, то сиди, слушай, и наматывай на ус или не наматывай, когда содержание скучное, малополезное и далекое от реальности. В такие минуты начинаешь больше ценить свободу, взывать к своему терпению, наконец, отключаться от происходящего и мыслить в другой плоскости, например, о том, как счастливы люди, которые всего этого не слышат. Когда все утопает в говорильне, в памяти всплывает название поэмы В. Маяковского «Прозаседавшиеся» из школьной программы.
Мой интерес, перемешанный с настороженностью, к чрезмерно говорливому «сословию» объясняется просто. По природе своей никогда не стремился толкать речи, попусту сотрясать воздух, упражняться в красноречии, на трибуну не рвался пока «за горло не возьмут», публичности сторонился. Но на практике часто складывалось в соответствии с поговоркой: «Судьба согласных с ней ведет, а несогласных тащит». От чего уклонялся, то и настигало. Самый яркий пример. Первые недели армейской службы. Приходит в казарму капитан и приказывает от имени новобранцев выступить перед построенным на плацу полком в честь отправления в войска курсантов из нашей «учебки». Приказ надо выполнять, несмотря на внутренний протест. Подготовил речь, в спешной суете помогли мне облачиться в парадную шинель с эполетами с плеча военнослужащего, который проходил репетиции ноябрьского парада в Чите. Вышел на трибуну, рядом полковники. Волновался, конечно. Но голос не дрогнул. Потом много раз задавался вопросом: почему выбор пал на меня?
Также каким-то неведомым образом, не выпячиваясь и не напрашиваясь, к основной работе в редакции прибавились профсоюзы, послужившие «тропинкой» в общественный совет… Но к длинным и утомительным речевкам так и не привык. Когда на какой-нибудь конференции после доклада начинаются прения… Ох уж эти «прения»! Есть коллеги, которых хлебом не корми – дай поговорить, просто упиваются своей речью, часто порождающей банальный вопрос: а соль-то в чем?
Вовсе не призываю играть в молчанку, тем более принимать за эталон косноязычие. Но во-первых, надо отдавать словам отчет, не бросать их на ветер. А во-вторых, все хорошо в меру. Вспоминается одно совещание. Его ведущего сразу повело в сторону. Слово за слово, наводящие вопросы – пространные ответы. Час проговорили, полтора, дело к двум. Организатор мероприятия пожалел присутствующих, мол, наверное устали и пора «закругляться». В этот момент сидящий рядом со мной специалист робко намекнул, что основной вопрос, который он готовил, ради которого собственно говоря и собрались, не рассмотрен. Один из моих приятелей в пору юности произносил в таких случаях: «Это финиш!». Как раз в тему о чувстве меры.
Помнится была такая практика, вероятно, применяется и сейчас. Выступил человек хорошо, заметили, что язык «подвешен» — продвинули по службе. Получив власть, кое-кто стал людишек «давить», видимо, получая от этого удовольствие? Не только хорошо поставленный слог и деловые качества, но и человеческие было бы правильно принимать во внимание в кадровых решениях.
Слово хорошо, если за ним следует дело. Можно говорить не слишком много и велеречиво, зато конкретно, а перед очередной речью показать работу. Ведь фундамент потому и прочный, что в нем определенные пропорции цемента, песка и воды. А у нас сплошное словоблудие, время бесплодных дискуссий, бесконечно транслируемых по телевизору.
Можно только порадоваться за тех, кто сохранил способность общаться с другими людьми – просто и по-человечески. Впрочем, признать роскошь человеческого общения единственной настоящей роскошью, как это преподнес миру Экзюпери, в наш меркантильный век готовы далеко не все.
Хочется, чтобы поменьше было злословия и сплетен, которые как кислота разъедают прежде всего их «авторов», тех, которых заклеймил еще дедушка Крылов: «…не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Вспоминаются эпизоды из детства, когда женщины в деревне говорили о ком-то из мужиков: «У него язык хуже, чем у худой бабы!» В одной фразе – целый урок. И на всю жизнь!
Большой поэт серебряного века написал такие строки:
«Легко проснуться и прозреть.
Словесный сор из сердца вытрясть!
И жить, не засоряясь впредь,
Все это небольшая хитрость!»
Может быть воспользуемся советом классика? Все-таки Год литературы!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

184