Меню
16+

Газета «Сельская новь»

19.12.2016 09:02 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 16.12.2016 г.

Академик А. Л. Мясников: воспоминания о Красном Холме

Автор: Подготовил В. Беляков

На недавней встрече с краснохолмцами  в ноябре этого года в районном Доме народного творчества А. Л. Мясников предстал не только как известный врач-кардиолог, но и как писатель. Он написал и подготовил к изданию немало книг. Считается, что А. Л. Мясников стал первым переводчиком с медицинского на человеческий язык для многих россиян. Раскуплено более 250 тысяч экземпляров его книг.   Некоторые из них: «Как жить дольше 50 лет», «О самом главном с доктором Мясниковым», «Русская рулетка» стали бестселлерами (то есть наиболее популярными и читаемыми). С рядом его книг жители Красного Холма могли ознакомиться в местном краеведческом музее.

Сегодня хочется обратить особое внимание на книгу «Пульс России. Переломные моменты истории страны глазами кремлевского врача». Она вышла в свет в Москве, в издательстве Эксмо, в 2014 году. Это – воспоминания академика А. Л. Мясникова, врача с мировым именем, Лауреата международной премии «Золотой стетоскоп».
Предисловие к этой книге написал Александр Леонидович Мясников (внук академика), кандидат медицинских наук, доктор медицины США, потомственный врач.
Он пишет в предисловии к книге:
«Прочитайте эти воспоминания. Они не были написаны для публикации, иногда текст перегружен фамилиями, иногда перепрыгивает через события. Однако вы почувствуете вкус времени, увидите, что любовь, верность, патриотизм, пытливость ума – это всегда было свойственно людям, а раз так, — то никто этого и отнять не сможет! Давайте будем оптимистами, как мой замечательный дед, давайте уважать нашу историю – тогда и будут уважать нас самих!
Ваш доктор Мясников».
В книге «Пульс России» — 10 глав. Первая из них называется «Детство. Красный Холм».
На эту главу и хотелось обратить особое внимание. В ней рассказывается о том, каким был наш город Красный Холм в начале ХХ века.
С большой любовью описывает А. Л. Мясников Красный Холм в начале XX века.
«Зимою в Красном Холме было уютно: на улице глубокие сугробы снега, под тяжестью которого, казалось, покосились крыши; мороз украсил ставни фантастическим узором; деревья стоят в торжественных оковах инея. Мы ходили кататься на коньках на реку Неледину; иногда катанье происходило под звуки духового оркестра».
«Вот скоро наступит Масленица, тогда покатаемся как следует! Все выедут, сани украшены коврами, лошади завиты в ленты, целые дни будет стоять звон бубенцов и веселый хохот. Тут уж пойдет блинный психоз. Блины, блины — у всех блины, с икрой, семгой, балыком...».
«Все-таки более приятны, романтичны другие дни, рождественские праздники. Мы еле могли дождаться Сочельника. Залитая огнями, нарядная елка и веселье хороводов и игр!».
«Но всего больше мы любили дни Пасхи. Весенний праздник! Уже наступают светло-синие блики марта...».
«Пасха бывает ранней и поздней. Я всегда любил раннюю. Распутица. Лужи. Утренние заморозки. Грачи прилетели. Земля, освобождающаяся от снега...».
Красный Холм насчитывал в начале XX века 3 тысячи жителей. Население состояло из мещан, торговцев и крестьян, имевших под городом поля, ремесленников и служащих. Рабочие были на железнодорожной станции и на стройках.
А. Л. Мясников вспоминает, что город строился активно: возводилось немало каменных частных домов, каменные торговые ряды, учебные заведения (их было шесть: женская прогимназия, духовное училище, городское мужское училище, женское начальное училище, приходское училище, земское (начальное) училище. Были также летний театр, народный дом, клуб, городская дума, городской общественный банк, нотариальная контора, больница, аптека, почтово-телеграфная контора. В магазинах можно было купить английское сукно, ткани из Лодзи, Варшавы, Твери, Петербурга, Москвы, зингеровские швейные машинки, граммофоны. Выписывалось много журналов.
В гастрономических магазинах были такие деликатесы, как балык, икра, апельсины, персики, даже ананасы. Можно было достать французские коньяки и шампанское. Конечно, это для богатых. Обычно же торговали ситцем, грубым сукном, белой мукой, крупами, сахаром, сельскохозяйственным инвентарем — плугами, косами.
Красный Холм имел крупную оптовую торговлю двумя продуктами: льном и кожами. Лен в деревнях был преимущественно сельскохозяйственной культурой. По льну Красный Холм был впереди многих районов Тверской и Псковской губерний. Торговцы льном были наиболее богатыми купцами.
«Колоритны были наши базары, — пишет А. Л. Мясников. — Они проходили в базарные дни — вторник, пятницу и воскресенье. Весь город был загружен телегами (или зимой санями) и возами. На площади около Троицкого собора — море людей, повозок, стоек, ларьков. Особенно картинны были базары в августе –в Преображение и Успение: горы яблок, возы огурцов, корзины малины, крыжовника, смородины, лукошки белых грибов и рыжиков, мешки с ранним картофелем, морковью, репой, сметана, топленое масло, куры, яйца; груды мясных туш, грабли, кадки, льняное полотно. Мелкие торговки продавали бабам и мужикам катушки ниток, иголки, гребни, пуговицы, сладости».
А. Л. Мясников вспоминает: «Я помню аллеи из высоких возов ароматного свежего сена. Если палило солнце, мы бегом спешили через этот людской и пыльный базар к реке Неледине, к Большой Криулине, купаться.
Лучше всего идти к реке мимо соборов на холме и спускаться через огороды. Краснохолмские соборы — наша гордость».
А. Л. Мясников рассказывает, какими были эти храмы в период его детства и юности.
«Каменный Преображенский собор, в том виде, как я его застал, был открыт в 1713 году. Он небольших размеров, архитектуры Петровской эпохи. Как единственная глава храма, так и купол колокольни окрашены были голубой краской и усыпаны крупными золотыми звездами; золотой шпиль колокольни и весь облик собора производил незабываемое впечатление своим изяществом и благородным вкусом».
Другой собор — Троиц-кий. «В 30-40-х годах прошлого (XIX) столетия был сооружен громадный собор, доживший до революции. В него-то мы и ходили молиться Богу. Это было очень теплое здание, состоявшее из главного храма, увенчанного пятью главами с приделами, и длинной трапезной церкви, к ней примыкала грандиозная четырехъярусная колокольня (колокольня была видна за 15-20 верст от города).
В этом соборе находилась замечательная древняя икона «Живоносный источник» (Богородица, окруженная семью фигурами святых), в икону вделан был серебряный крест XV или начала XVI века. На колокольне висели колокола изумительно приятного тембра».
«Третий — Владимирский собор был сооружен в одной ограде с Преображенским в конце прошлого (XIX) столетия. Это высокое и обширное здание, светлое, с отличной стенной росписью и богатым орнаментом (выполненными московскими художниками Поляковым и Клецовым, мотивы были взяты из картин Нестерова, Васнецова и др.). Достопримечательностью собора служили его резные из липового дерева иконостасы и кио-ты, которые строитель собора (вернее купец и церковный староста И. Камкин, по инициативе и под наблюдением которого, и на средства, производилось украшение нового собора) запретил красить и золотить, что придавало им особенно приятный и оригинальный вид. Резную работу с замечательным искусством производил крестьянин Кашинского уезда Степан Кузьмин с сыном (в течение четырех лет)».
Есть у А. Л. Мясникова и воспоминания об Анто-ниевом монастыре.
«Красавец Краснохолмский Антониев монастырь раньше был одним из известных и богатых на северо-западе нашей страны. При нас монастырь уже находился в бедности. Прекрасные храмы за величественной оградой с башнями, таинственные переходы, арки, подземные спуски к омывающей монастырь реке — все это говорило о былом величии и находилось в контрасте с темными монахами в рваных сапогах и грязных подрясниках, грызущими баранки или лущившими семечки».
На юного Александра Мясникова производили впечатление крестные ходы. «Крестный ход в пасхальную заутреню был особенно ценим нами: горели ярко плошки вокруг собора, звонили колокола, сверкающие огни свечей и факелов, веселые песнопения, а главное — теплынь, весна. Другой крестный ход совершался 26 августа старого стиля — это был местный обычай (утвержденный духовной консисторией), установленный по случаю избавления г. Красного Холма от холеры, бывшей здесь в 1748 году и в 1853-1855 годах: ходили по улицам с иконой Владимирской Божией Матери, а то и заносили ее в богатые дома».
Колокольня служила в те времена также местом наблюдения за пожарами, и там был водружен «ревун», истошный рев которого сразу взбудораживал город, а потом уже раздавался набат. Ревун сигнализировал о пожарах в окрестных деревнях, а набат — в самом городе.
Самые теплые воспоминания у А. Л. Мясникова о краснохолмских садах. Он пишет: «Замечательными были краснохолмские сады. У всех жителей были тщательно отгороженные палисадники с цветником, а сзади дома -огороды. У более богатых сады были полны душистых цветов — левкоев, гвоздики, резеды, астр, а некоторые вели соревнования в выписке и культивировании роз. Яблоневые деревья приносили обильные плоды (антоновка, боровинка, белый налив, полумирон, княжеский стол, апорт). Особенно же приятны были летние сорта — грушовка и коробовка. Вишни и груши, напротив, росли неважно. Ягоды и овощи выращивали почти все. Тогда росла обычно душистая и деликатная клубника, и только позже ее стала вытеснять пузатая кисловатая виктория, желто-красная и обильная».
А вот мнение об улицах города Красный Холм.
«Улицы, покрытые булыжником, создавали стук проезжавших колес, слышимый на соседних улицах; немощеные же улицы покрывались летом глубокой пылью, осенью — грязью, и все надевали сапоги с голенищами. Тротуары были из досок — довольно симпатичные мостки, по которым щеголяли каблучки наших молодых женщин (тогда уже появилась мода на французские каблучки). Платья носили с высокими талиями и длинными юбками».
Город украшала река Неледина.
«По вечерам в летние дни катались на лодках по реке Неледина. Эта красивая речка в зеленых берегах и спокойной зеркальной гладью тогда была многоводна (у деревни Бортница на мельнице стояла плотина)».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

84