Меню
16+

Газета «Сельская новь»

16.08.2016 11:25 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 12.08.2016 г.

Крест старого солдата

Автор: Диана Цветкова,
историк

История, которую я хочу рассказать, связана с моим отцом, дедом и прапрадедом. Все они родились и жили в Красном Холме.

Мой прапрадед, Федор Матвеевич Совков, в ранней молодости был призван в царскую армию, где и отслужил 25 лет. Большую часть службы он был на поселении в Польше. Служил исправно. Ему было разрешено жениться, и в Польше у него родились две дочери. Когда он отправлялся в армию, его отец, Матвей Совков, благословил и передал нательный крест, который, как он сказал, будет охранять и защищать его. Действительно, родительское благословение помогло ему отслужить очень хорошо и преодолеть все трудности. Поэтому, по окончании службы царь даровал ему право беспошлинной торговли. В Красный Холм он вернулся с семьей. Старшая дочь, Ольга, была замечательной красоты. За нее посватался краснохолмский коммерсант Тютиков, который уже имел дело в Москве. Тютиков полюбил Ольгу, прислал сватов, а чтобы Федор Матвеевич не сомневался, подарил ему за дочь 3000 рублей серебром. Федор Матвеевич на эти деньги построил дом рядом с базаром и, воспользовавшись правом беспошлинной торговли, открыл в этом доме чайную, где могли бы отдохнуть и напиться чаю торговцы, приезжающие в Красный Холм в базарные дни.
Позже, в этом доме жила младшая дочь Федора Матвеевича, Екатерина со своей семьей. Она вышла замуж за Цветкова Леонида Васильевича — позолотчика куполов и подрядчика. В 1893 году у них родился сын Александр, который учился в иконописной школе в Бежецке, собирался учиться дальше, но пришел 1914 год, а с ним 1-я Мировая война. Его призвали в армию. Провожая внука, Федор Матвеевич благословил его и надел ему на шею крест. Александр Леонидович был тихого и скромного нрава, так что в армии ему пришлось претерпеть много от офицеров. На войне тихость и скромность не нужны. Но вскоре его назначили каптенариусом. Он отвечал за снабжение своей части продуктами и всем необходимым. В 1917 году осенью их часть стоя-ла под Ригой. Продуктов не хватало, солдаты стали болеть цингой. Александр Леонидович с помощником отправились в Белоруссию за луком. Дорога тогда была через Петроград. И в Петрограде они оказались 24-25 октября. Здесь был полный беспорядок, везде патрули, что делать, понять было невозможно. За эти дни им приходилось неоднократно срывать и пришивать погоны. Несколько раз они были арестованы. В общем прошли между жизнью и смертью…Но во всех этих злоключениях и страданиях Александр Леонидович чувствовал защиту. Избавление приходило неожиданно. Вскоре им удалось демобилизоваться и Александр Леонидович вернулся в Красный Холм.
Еще в начале войны Александр Леонидович женился на Евгении Петровне Калашниковой, певчей церковного хора. В 1920 году в их семье родился сын Виктор — будущий художник. Александр Леонидович часто рассказывал сыну о Федоре Матвеевиче, о сложной и суровой службе в царской армии, говорил и о своей службе, о великой силе отцовского благословения.
Виктор даже держал в руках этот драгоценный крест, затем отец неизменно убирал его в особый ящик, где хранились самые ценные вещи.
Потом начались советские будни. Рушили храмы, строили новое общество, проповедовали атеизм. Но рассказы отца не забылись, они хранились в памяти Виктора Александровича. Наступил 1941 год. И крест прадеда снова появился.
Когда началась война, Виктор Александрович был студентом 4-го курса Академии художеств, поэтому в июне 1941 года призван в армию не был. Только в начале октября 1941 года, когда надежда на быструю победу развалилась, в Ленинграде замкнулось кольцо блокады, Виктор Александрович и другие студенты Академии художеств вступили в Красную Армию, но на фронт их сразу не отправили, а назначили на курсы обучения политбойцов.
Часть, где проходила служба бывших студентов, находилась на Театральной площади. Трудностей было много- подступал голод, участились бомбежки…
И вот к нему в часть пришел отец. Был декабрь 1941 года. Отец уже находился в крайнем истощении. Виктора Александровича вызвали. Дверь была со стороны реки Фонтанки у Львиного мостика. Отец (Александр Леонидович) поднялся на шесть ступенек, ведущих к двери. Виктор Александрович вышел к нему. Здесь и произошла последняя встреча отца и сына. Увидев друг друга, они обнялись. — Виктор, — сказал отец, — мы наверное больше не увидимся. Я хочу передать тебе крест Федора Матвеевича. Он хранил твоего прадеда, хранил и меня… Он будет хранить и тебя.
Виктор Александрович завернул крест в платок и убрал в потайной карман. Надеть на шею его было нельзя. Они попрощались. В.А.Цветков долго смотрел на уходящую маленькую фигурку отца. Действительно они больше уже не увиделись. Александр Леонидович умер от голода в январе 1942 года и был похоронен на Серафимовском кладбище в братской могиле. А крест прадеда всегда был с Виктором Александровичем, до 9 мая 1945 года — Дня Победы. Фронт, госпиталь, фронт, авиационные мастерские…. Везде и всегда Виктор Александрович имел этот крест при себе…
Потом, когда наступили мирные дни, Виктор Александрович спрятал прадедовский крест все в тот же ящик. Как он, этот ящик сохранился в блокадном Ленинграде? Это чудо! А нам, его детям, он ничего о нем не рассказывал.
Увидела этот крест я только в конце 80-х годов. Виктор Александрович надел его, тогда-то после моих расспросов он и рассказал мне эту историю.
Меня этот рассказ тронул до глубины души. Я подумала, как важно, когда мы можем передать благословение своим детям. Ведь это благословение будет хранить их и наполнять их жизни Божественным смыслом и присутствием.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

55