Меню
16+

Газета «Сельская новь»

08.08.2016 09:40 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 05.08.2016 г.

Свет миру

Автор: Н. ТАРАСОВА,
историк, г. Санкт-Петербург.

На снимке: Иоасаф II, настоятель Краснохолмского монастыря (1647-1654), с 1667 г. патриарх Московский и Всея Руси.

отцы-настоятели Краснохолмского
Николаевского Антониева монастыря

«Свет монахам – ангелы, а свет для людей — монашеское житие», — говорил святой Иоанн Лествичник. Но зачастую мы крайне мало знаем о тех, чья земная жизнь целиком ориентирована на Бога, является непрестанным Ему предстоянием (митрополит Илларион (Алфеев)), не всегда даже знаем мы их имена.

Монастырь — место, где открывается путь отвержения от мира, раскрывается евангельский образ жизни, где в полной мере реализуются слова Спасителя: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф., 19: 21). Двери монастыря всегда открыты для приходящих, но мы приходим и получаем готовую благодать, которая уже сошла на место непрестанных монашеских подвигов и молитв.
На Краснохолмской земле есть такое место уединенного подвига, молитвы и благочестия, место Евангельского совершенства, освященное древностью. В 1461 году – 555 лет назад — в живописнейшем месте при слиянии двух рек Могочи и Неледины вблизи современной деревни Слобода Краснохолмского района Тверской области, в 5 км от районного центра — города Красный Холм, неким Антонием, «священноиноком пустынножителем старцем», пришедшем «изъ страны, нарицаемыя человеческими глаголы Белозерския» (монастырский «Летописец»), было положено начало Николаевскому Антониеву монастырю. Именно пустынное житие в молитве и подвигах, действенное осуществление монашеского идеала «отвержения от мира», по мнению автора «Летописца», позволило Антонию стать «богоугодным пустынножителем» и «богоподвижным отцом», который собрал братию, построил первую церковь (Николая Чудотворца), заложил духовные основы будущего монастыря, основав в Бежецком Верхе первый и долгое время остававшийся единственным монастырь.
Монастырский «Летописец», помимо преподобного Антония, называет имена еще пяти настоятелей, но монастырский синодик знает их гораздо больше. Краснохолмский игумен Анатолий (Смирнов), изучая древние и поздние документы архива своего монастыря («Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…», Тверь, 1883 г.), восстановил имена 75 настоятелей. Но мы сегодня имеем возможность назвать имена 80 настоятелей, хотя реальных управителей монастыря насчитывается 86 человек (настоятели (80), управители (6)). К сожалению, из всего числа известных сегодня по именам настоятелей Краснохолмской обители лишь о нескольких имеются биографические сведения (наиболее полно известна биография только одного игумена — Анатолия (Смирнова) (1869 – 1899), восстановленная нами по архивным и публицистическим материалам — Гусева С. В., Тарасова Н. П. Архимандрит Анатолий (Смирнов) — настоятель Краснохолмского Николаевского Антониева и Троицкого Калязина монастырей — церковный деятель XIX в. // Преподобный Макарий Калязинский — святой заступник земли Русской / Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений. Калязин — Тверь, 2014. С. 90 — 100.), о некоторых собраны скупые биографические данные.
Первые настоятели выбирались из числа братии монастыря, о них ничего не известно, многие из них нашли покой у стен Никольского монастырского собора (археологами в 90-х гг. ХХ века было обнаружено около 10 древних погребений). В XVI – XVII вв. настоятелями становились как монахи из числа братии (условно 35), так и начинавшие свой духовный путь в Тверских (достоверно известно о 14) или Новгородских (достоверно известно об 11) монастырях. В XVIII – XIX вв. назначение и смещение с должности настоятеля становится делом обыденным, расширяется география переводов в Антониев монастырь – Петербург (2), Можайск (1), Тула (1), Белёв (1), Калуга (1), Полоцк (1), Вологда (1), Каргополь (1), Устюг (1), Томск (1).
Основателем монастыря является белозерский (монастырь, из которого он пришел, неизвестен) старец-священноинок Антоний, известный сегодня как преподобный Антоний Краснохолмский (1461 – 1481). Первый игумен монастыря – его приемник Герман (1482 – около 1493). Монастырский «Летописец» называет имя одного старца-подвижника – Вонифатия. Игумен Анатолий (Смирнов) называет имя одного монастырского схимника — Дионисия (1631 – 1635). Наиболее известный настоятель — Иоасаф II (1647 – 1654), который в 1667 году был избран 8-м патриархом Московским и Всея Руси. Но нам думается, что в Николаевском Антониевом монастыре подвижников монашеского благочестия было гораздо больше.
Перечень настоятелей Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря в печатном варианте публикуется впервые (электронная версия — http://www.tver-antonievmon.narod.ru/monfales/Fales/persona2.htm).
Преподобный Антоний – основатель монастыря (1461 – 1481); Герман (1482 – около 1493) – первый игумен; Паисий I (1494 – начало XVI в.); Вонифатий (после 1520) – старец-подвижник; Макарий; Арсений; Игнатий (40-е годы XVI в.); Иоасаф I (около 1548) – Троицкий игумен (1555 – 1560 гг.), предположительно, епископ Вологодский и Пермский (1560 – 1570 гг.); Варфоломей (прежде 1558); Иннокентий; Паисий II (до конца 1563); Иона I; Паисий III (с 1572 года); Александр (1574 – 1581; 1583 – 1585); Феодосий (1582, 1591 (?)); Иоаким (1585 — 1587); Константин (1587 – 1591, 1593); Ксенофонт (1598); Иосиф I (1602 – 1606); Кирилл (1607 – 1613); Иона II (1614 – 1627) — с его настоятельством связано начало возрождения монастыря после польско-литовского разорения; Варсонофий (1627 — 1629); Дионисий (1631 – 1635) – схимник; Иона III (1635 — 1639) – духовник «великой государыни» инокини Марфы Ивановны Романовой; Сильвестр (1640 – 1641); Никандр (1642 – 1646); Нифонт (1646 – 1647); Иона IV (1467); Иоасаф II (1647 – 1654) – 8-й патриарх Московский и всея Руси (1667 – 1672 гг.); Никон (1655 – 1657); Боголеп (1658 – 1662); Аврамий (1663 – 1670); Иоасаф III (1671 – 1675); Сергий (1675 – 1680) – предположительно, архиепископ Тверской; Варлаам (1680 – 1682); Филарет (1682 – 1683); Паисий IV (1683 – 1687); Харалампий (1687 — 1690); Иосиф (1690 – 1701) – первый архимандрит; Адриан (1702 – 1703); Иосиф (1703 – 1714); Тарасий (1714 – 1715); Иоанникий (1716); Серафим I (1717 – 1724); Макарий (Молчанов) (1727 – 1737); Венедикт (Коптев) (1738 – 1739); Иосиф (Арбузов) (1741 – 1742); Сосипатр (1742 – 1743); Митрофан (1743 – 1747); Игнатий (Кременецкий) (1748 – 1751); Иосиф (1751 – 1756); Виссарион (1756 – 1759); Варсонофий (1759 – 1761, 1767 – 1774); Марк, архимандрит (1761 – 1767) — при нем монастырь был включен в число штатных монастырей второго класса; Иларион (1774 – 1791); Макарий (Новоникитский) (1791); Сергий (Клоков) (1791 – 1795) — известен своим переводом с греческого «Слов» Григория, епископа Неокесарийского; Мелетий (1795 – 1799); Феофан (Некрасов) (1800 — 1801); Нектарий (Верещагин) (1801 – 1804, 1808 — 1809); Агапит (Скворцов) (1804 – 1806); Анатолий (Связев) (1806 — 1808); Феоктист (Громцов) (1809 — 1811); Серафим II (Муравьев) (1812 — 1816); Иоасаф (1816 – 1829); Петр (Владимирский) (1829 – 1832); Серафим III (1833 — 1836); Павел (Алимпиев) (1836); Виктор (Лебедев) (1837 — 1839); Амфилохий (1839 – 1843); Паисий (1843 – 1853); Иннокентий (Одинцов) (1853 – 1861); Антоний (Диевский) (1861 – 1864); Виктор (Гумилевский) (1864 — 1869); Анатолий (Смирнов), игумен, архимандрит (1869 – 1899) – первый историограф монастыря, единственный, после прп. Антония, управлявший монастырем на протяжении 30 лет; Рафаил (Трухин) (1899 – 1901) — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (90-е гг. XIX в.); Павел, строитель, игумен (1902 – 1907); Афанасий, архимандрит (1908 – 1909); Филарет (Денисов), архимандрит (1909 – 1914); Иоанн (Гречников), игумен (1914 – 1920) – последний игумен монастыря, дальнейшая судьба которого после 1918 года неизвестна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

82