Меню
16+

Газета «Сельская новь»

15.08.2017 10:39 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 11.08.2017 г.

Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»

Автор: Н. ТАРАСОВА,
историк, г. Санкт-Петербург.

Герой детской приключенческой повести Сергея Голицына «Сорок изыскателей» Номер Первый, музейный работник и любитель-краевед, высказал как-то в разговоре с ребятами сокровенную мысль любого исследователя: «Всё надеюсь: а вдруг блеснёт золото, и я вытяну хоть фразу об интересном историческом факте, хоть туманный намёк на такой факт» (Голицын С. М. Сорок изыскателей. СПб.; М., 2015. С. 83-84). И мне, профессиональному историку, чья творческая жизнь последние восемь лет непрерывно связана с изучением истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, эта фраза всё чаще приходит на ум, когда я соприкасаюсь с тайной исторического документа, с тайной загадочного монастырского «Летописца».

«Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию от великих князей и боляр и прочих благодетелей» — единственный известный письменный исторический источник, который повествует об основании монастыря и раннем периоде его истории (XV—XVI века). Этот историко-литературный памятник был написан непосредственно в монастыре одним из монастырских книжников в 1686—1687 годах, спустя сто лет после описываемых в нём событий. Источники, лежащие в основе летописного повествования, неизвестны; многие упоминаемые события вызывают сомнения и вопросы; текст памятника известен только по печатным публикациям, подготовленным с поздних монастырских копий тверским исследователем и краеведом А. К. Жизневским и издателями «Исторической библиотеки» Тверской епархии в 70-е годы XIX века. Подлинная рукопись конца XVII века, отправленная из монастыря ещё в 1778 году в Тверскую духовную консисторию по приказанию епископа Тверского и Кашинского Арсения (Верещагина) (1775—1783), и две копии XVIII века, сделанные в самом монастыре с подлинника, и о которых мало что известно, затерялись где-то во времени и пространстве и в настоящее время считаются утраченными. Поэтому у исследователей монастырский «Летописец», до сих пор представленный только двумя поздними печатными копиями, вызывает особый интерес.
Работая с моим московским коллегой в течение пяти лет над изучением «Летописца», мы не раз увлекались мечтой найти хотя бы следы подлинной рукописи или сами рукописные копии XVIII столетия, чтобы иметь возможность хоть сколько-то приблизиться к первоначальному тексту — архетипу «Летописца». Тот, кто ищет, найдёт! Попавшееся мне на глаза незначительное упоминание о какой-то неизвестной копии «Летописца» в книге тверского краеведа А. Н. Головкина (которую мне любезно предоставил бежецкий краевед В. Н. Сорокин, мой давний и хороший друг) не могло не заинтересовать увлечённых своим делом исследователей, тем более что Анатолий Николаевич своей находке должного значения не придал, лишь упомянул о ней и её местонахождении, следуя за архивными записями на деле и на последней странице рукописи (Головкин А. Н. Помнят стены монастыря. Тверь, 2016. С. 7).
Без долгих раздумий мой коллега Аркадий Евгеньевич Тарасов одним холодным декабрьским днём 2016 года отправился из гостеприимной предновогодней Москвы в Тверь, в Государственный архив Тверской области (ГАТО) знакомиться с неизвестным документом. К этому моменту у меня для него уже был собран «багаж»: различные заметки из разных источников об известных копиях «Летописца», ссылки на различные архивные документы ГАТО, в которых он упоминается. Вооружённый знаниями, мой московский коллега приступил к работе. В результате нам удалось сделать весьма необычное открытие: были обнаружены сразу два разновремённых (об этом свидетельствовал и внешний вид документов, особенности почерков, и конечно, знаки на бумаге) рукописных списка «Летописца» XIX века. О том, что в руках необычайной ценности документы, стало понятно сразу: впервые обнаружены рукописные тексты «Летописца»! И в этом была загадка — о том, что такие копии есть, до сих пор никто не знал. Во всяком случае, в литературе мне ни разу не доводилось встречать упоминания о рукописных текстах-копиях, сделанных с «Летописца» в XIX веке. Если один документ впервые смотрел до нас только один исследователь — краевед
А. Н. Головкин (он обнаружил рукопись в ГАТО в феврале 2016 года), то второй с 1989 года просмотрело восемь профессиональных учёных. Но никто не обратил внимания, что в руках у них были списки с монастырского «Летописца», хотя хорошее знание текста позволило
А. Е. Тарасову практически с первого же прочтения установить этот факт.
Последующее детальное изучение документов позволило установить, что оба списка были сделаны непосредственно в обители, скорее всего, монастырскими переписчиками (документы написаны разными почерками по фрагментам) для каких-то внутренних нужд (мы имеем дело с черновыми вариантами списков) с одного источника — монастырской копии XVIII века (это показал анализ всех известных к настоящему моменту копий текста). Один список датируется 40-ми годами (по филиграни на бумаге), другой — 60-70-ми годами XIX века (штемпель на бумаге; в 1879 году вышли печатные издания текста, сделанные с копий монастырского «Летописца»). Причины и обстоятельства создания обнаруженных списков XIX века установить пока не удалось, скорее всего, обе копии были сделаны независимо друг от друга, поскольку связей между ними не прослеживается. Тем не менее, найденные рукописные списки представляют собой особую историческую ценность. Они не только передают текст рукописи XVIII века, позволяют судить о ней (а тексты обоих рукописных списков имеют отличия от известных печатных изданий!), но и являются небезынтересными продуктами своего времени (рукописи любопытны в филологическом отношении), отражая стиль восприятия (орфография, пунктуация, определение абзацев) и отношения (описки, исправления, неточности в передаче текста) к древним рукописям, их содержанию как со стороны переписчиков XIX века, так и самого монастыря к своему историческому наследию.
Обнаруженные нами рукописные списки «Летописца» открывают новые возможности в изучении этого интересного памятника позднего Средневековья. Все сделанные нами наблюдения над найденными текстами были представлены А. Е. Тарасовым (МГУ) в докладе "Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева Монастыря»" на научно-практической конференции «Времён связующая нить», которая прошла в Бежецке 29 апреля 2017 года. В настоящее время нами готовится к публикации развёрнутая статья обо всех известных списках «Летописца». А пока можно почитать то, что уже опубликовано и представлено в Интернете: 1) Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю. В. Кривошеев. СПб., 2012. Вып. 3. С. 179–189 (https://vk.com/club30629521); 2) Тарасов А. Е., Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. [Электронный ресурс] // Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2016. № 5. С. 223–245. Режим доступа: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/.. (дата доступа: 08.12.2016).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

35