Меню
16+

Газета «Сельская новь»

05.11.2019 11:28 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 01.11.2019 г.

Слободская церковь Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев

Автор: Н. ТАРАСОВА,
историк, г. Санкт-Петербург.

Старинное слово «слобода», сохранившись в топонимах, фамилиях, различных названиях, в веках не изменило своего смысла — как и раньше оно означает «свободу». На карте России сёла и деревни с таким названием встречаются довольно часто. Одно из таких населенных мест — деревня Слобода Барбинского сельского поселения Краснохолмского района2.

В древние времена слово «слобода» означало территориально обособленную группу сородичей, живущих совместно и ведущих общую хозяйственную деятельность. Слободские поселения известны по источникам с X–XI вв. С усложнением социального и хозяйственно-экономического уклада изменился и статус таких поселений. Под «слободой» стало пониматься поселение или группа поселений, население которых освобождалось частично, т. е. имело льготы, или, что реже, полностью от государственных или вотчинных повинностей. Тогда такие земли называли обельными, ликвидированные как вид в 1649 г. Население слобод, как правило, занималось какой-то конкретной деятельностью, например, ремеслом. В XVIII в. слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа, а к нач. XX в. это чаще всего большие сёла с церковью, торгом и волостным правлением.

История современной Краснохолмской Слободы тесно связана с историей «дома Николы чудотворца Онтонова монастыря»3. Сейчас трудно сказать, существовало ли на этом месте поселение до образования монастыря или оно возникло позже. Но если верить монастырскому «Летописцу», то место при слиянии рек Могочи и Неледины в XV ст. было пустынным, чем и приглянулось прп. Антонию4. Само поселение возникло позже и получило название «слобода», потому что социально и экономически находилось на особом положении относительно монастыря и других подмонастырских поселений: вероятно, слободские крестьяне трудились непосредственно в монастыре, например, на мельнице или в поварне5.

Деревня Слобода примечательна своим месторасположением, а красна — церковью.

Фактическая история слободской церкви Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев прослеживается с 1675 года. Тогда при игумене Сергии какая-то старая монастырская церковь была перенесена и поставлена в монастыре на святых воротах, к ней вновь были «приделаны три круглые алтаря и паперть забрана в косяк…»6. Престолы в обновленной церкви освятили в те же пределы, что и в церкви, стоявшей на этом месте до нее: центральный — в честь Вознесения Господня, боковые — в честь Алексия, человека Божия, и Димитрия Солунского. В новую церковь для главного престола думный дворянин Семен Иванович Заборовский «дал двери царския, сень и столпцы резные, по полименту золочены, резь белорусская сквозная, а золочены сусальным золотом и серебром нагладко». Освящение престолов состоялись в мае 1678 и в июне 1679 годов. Трехпрестольная церковь стояла над святыми воротами до 1690 г., когда архимандрит Иосиф получил от новгородского митрополита Корнилия дозволение перенести ее на остров возле монастыря и построить из нее новую во имя святых преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Где находился монастырский остров, сказать трудно, за несколько веков местность сильно изменилась. Видимо, было где-то место, в котором река Могоча разливалась, оставляя небольшой участок незатопленным, образуя островок (например, такой островок существовал когда-то возле новгородского Антониево-Дымского монастыря)7. Перенос церкви был осуществлен стараниями монастырских старцев — келаря Лаврентия Соловьянина8 и Ионы Ахматова. Келарь Лаврентий ранее подвязался в Соловецком монастыре, потому и получил прозвание Соловьянин. Возможно, идея поставить церковь во имя Соловецких чудотворцев (в 1687 г. в монастыре широко отмечался день их памяти) принадлежала ему. Как бы там ни было, а остров тот получил название Соловецкий. В 1694г. на острове была поставлена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Архитектурный ансамбль довершала колокольня.

В 1756 г. Зосимовская церковь XVII в. сгорела и была

возобновлена тогда же из дерева в точности такая, какая была, и поставлена на прежнем месте. В 1758 г. архиепископом новгородским Димитрием (Сеченовым) (1757–1762; затем митрополит до 1767) дано было разрешение на ее освящение, для чего игумену Виссариону были отправлены грамота и антиминс. Возобновленная церковь святых Зосимы и Савватия простояла на Соловецком острове до 1764 г. Соловецкие церкви ветшали от многочисленных подтоплений при разливе реки.

В 1758 г. церковь Иоанна Предтечи перенесли в монастырь и поставили в камне на западных святых вратах. В 1764г. никольский архимандрит Марк получил разрешение от владыки Димитрия перенести церковь святых Зосимы и Савватия на более высокое место, близ монастырской Слободы, где к тому времени имелся приход. Неизвестно, сохранилась ли грамота владыки Димитрия о переносе церкви Зосимы и Савватия, ее упоминает игумен Анатолий (Смирнов) в своей книге о монастыре, интересна же она тем, что указывает на наличие в монастырской (!) слободе прихода (!), созданного по благословению того же архиепископа, вероятно в конце 50-х — нач. 60-х гг. XVIII в.

В «Дозорной книге церковных приходов» Бежецкого Верху 1570-х гг. монастырская слободка не упоминается9. Даже если она и существовала, то вполне могла иметь иное название, а приписана была к монастырскому «погосту на Холму», в приходе которого была 51 монастырская деревня10. Как отмечает бежецкий краевед В. Н. Сорокин, к 1564 г. вотчина монастыря насчитывала 150 деревень, которые располагались в радиусе 20 км от него11. По «Переписи» Бежецкого Верха Данилы Свечина и Федора Второва пер. трети XVII ст. в Антоновском стану, где территориально располагался монастырь и его вотчины, было 3 погоста, село, 3 сельца, 39 деревень, 176 пустошей. В стане имелось 7 храмов, включая монастырские, и 10 дворов церковного притчу12.

Описания монастырской слободы в источнике нет13. Первое документальное свидетельство о существовании оной нам встретилось в «Переписной книге Бежецкого Верха» 1677–1678гг. Д. Г. Тютчева14, но думается, возникла она раньше, в 30-40-е гг. XVII ст. с восстановлением Антониева монастыря после разорения Смутного времени. Еще раз Слобода упоминается в «Переписной книге Бежецкого уезда» 1709 г. князя Григория Волконского15. Надеемся, что дальнейшее изучение документов архива Антониева монастыря, переписных и межевых книг XVII–XVIII вв., клировых ведомостей XVIII–XIX вв. позволит восстановить историю подмонастырской Слободы и ее прихода. Но вернемся к истории слободской церкви.

Перенос монастырской церкви святых Зосимы и Савватия близ монастырской Слободы состоялся в 1773 г.16. Обитель снабдила ее всей необходимой церковной утварью. Однако уже в 1796 г. и эта церковь, будучи деревянной, сгорела полностью по недосмотру от случайного падения свечи. Уцелевшую утварь, антиминс и Евангелие перенесли в Антониев монастырь. Тогда усилиями слободского прихода было положено начало новому храму в камне, который возводился в период с 1797 по 1799 годы. В этом храме было решено устроить два престола: главный освятили во имя Покрова Богородицы в 1816 г. (летний), а правый придел с трапезной (зимний) — в 1797 г. во имя святых Зосимы и Савватия. По первому освящению новая церковь и сохранила свое историческое название. В 1860-е гг. в храме проводились какие-то работы, затем он вновь был освящен.

В середине 1913 года притч Зосимовской церкви был отнесен к 1-му разряду наибеднейших сел Тверской губернии, нуждающихся в назначении жалованья от казны17.

Это означало, что жалованье на двухчленный комплект назначено было в 400 руб., но притч по факту его не получал. В 1915г. в его приходе насчитывалось 343 двора (около 2,5 тыс. чел.) и две земские школы. Настоятельствовал отец Сергей Васильевич Разу-мовский (36-37 лет). В 1915 г. прихожанин Зосимовской церкви Алексей Георгиевич Катаев пожертвовал в церковь образ «Воскресения Христова»18 стоимостью в 240 руб., за что был поощрен грамотой, подписанной высокопреосвященным Серафимом (Чичаговым), архиепископом Тверским и Кашинским (1914–1917)19. Несколько лет назад местные жители также преподнесли в дар храму сохранившуюся старинную одноименную икону20.

В 30-х гг. ХХ ст. церковь святых Зосимы и Савватия была закрыта, использовалась длительное время не по назначению. В 1942 г. была возвращена верующим, но в последующие годы пришла в упадок. В настоящее время восстанавливается усилиями настоятеля Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья отца Силуана (Конева), который регулярно совершает в храме Богослужения21.

1Первичная публикация в сокращенном виде в краснохолмской районной газете «Сельская новь»: Тарасова Н. П. Слободская церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев // Сельская новь. 2017. № 42. С. 7.

2Барбинское сельское поселение // Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Последнее изменение статьи: 15.06.19. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Барбинское_сельское_поселение (дата обращения:24.07.2019).

3Самоназвание Николаевского Антониева монастыря до середины XVII столетия. — См. Тарасов А. Е., Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания // «Повесть временных лет»: к 900-летию создания. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции (13–14 декабря 2013 г.) / Под ред.: Ю. В. Кривошеева, Н. В. Штыкова. СПб., 2018. С. 228–233.

4 Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 67–68.

5Данное предположение опирается на описание «чинов» лиц, составлявших эту слободку. — См.: Переписная книга Бежецкого Верха 1676–1682 гг. // Летопись занятий Археографической комиссии. 1878–1881 гг. Вып. 8. Отд. 2: Переписные книги, 1676–1682. Бежецкий Верх. СПб., 1888. С. 183, прим.1, 183–184, 191–192; Переписная книга Бежецкого уезда 1709 г. переписи князя Григория Волконского // Сорокин В. Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда XVII — начала XVIII вв. Бежецк, Тверь, 2016. С. 96–98.

6Здесь и далее см.: Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. С. 11–13.

7Пономарев Д. А., священник. Житие преподобного Антония Дымского как достоверный исторический источник. СПб., 2014. С. 40.

8Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь, 2017. С. 83–85.

9Дозорная книга церковных приходов Новгородской кафедры в Бежецком Верхе дозора Долмата Тишнева // Писцовые книги Новгородской земли. Т. 3: Писцовые книги Бежецкой пятины XVI века / Сост. К. В. Баранов. М., 2001. Прил. 3. С. 198–200.

10Там же. С. 198.

11Сорокин В. Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда… С. VII.

12Выпись з Бежецких книг писма меры Данила Петровича Свечина да подячего Федора Второва 135-го и 136-го и 137-го. Копия // Сорокин В. Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда… С. 30.

13Там же. С. 1–35.

14Переписная книга Бежецкого Верха 1676–1682 гг. // Летопись занятий Археографической комиссии… С. 183, прим.1, 183–184, 191–192.

15Переписная книга Бежецкого уезда 1709 г. переписи князя Григория Волконского // Сорокин В. Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда... С. 96–98.

16Здесь и далее: Нарский А. Р. Из истории церкви Зосимы и Савватия в д. Слобода // Край Краснохолмский. Исследования краеведов: Сборник статей. Тверь, 2009. С. 47–48; Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 146–147; Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. Тверь, 1914. С. 103; Православные храмы Тверской земли: сайт. [Электронный ресурс]. 2006–2016. Режим доступа: http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/krasnokholmskij-rajon/964-sloboda-zosimy-i-savvatiya-tserkov (дата обращения: 24.07.2019).

17Список наибеднейших сел Тверской губернии, нуждающихся в назначении жалованья от казны, составленный на основании списков, представленных окружными благочинными съездами // Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 27–28. Прил. С. 3.

18Местонахождение святыни неизвестно.

19Тверские епархиальные ведомости. 1915. № 45. Оф. ч. С. 736.

20Об этом нам сообщил отец Силуан (Конев), настоятель Свято-Николаевского архиерейского подворья, организованного на территории бывшего Николаевского Антониева монастыря.

21Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Официальный сайт Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья. [Электронный ресурс]. 2014–2019. Режим доступа: http://www.antoniev-mon.ru/ (дата обращения: 24.07.2019).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

56