Меню
16+

Газета «Сельская новь»

20.01.2020 09:38 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 17.01.2020 г.

Земский врач-общественник

Автор: Материал подготовил В. БЕЛЯКОВ.

О династии семьи Мясниковых – наших знаменитых земляков, собран большой материал в Краснохолмском краеведческом музее, часто публиковались статьи в районной газете «Сельская новь». Коллекция документов, посвященных этой семье, хранится в архивном отделе администрации района. Семья Мясниковых пользовалась большим авторитетом и уважением среди жителей Красного Холма и района. Здесь родился и вырос, затем стал ученым с мировым именем, врачом­кардиологом, академиком Александр Леонидович Мясников. Большую известность получил и его брат, доктор технических наук, профессор Лев Леонидович Мясников. Основателем этой династии стал их отец Леонид Александрович Мясников.

Родился Леонид Александ-рович Мясников в январе 1860 г. в г. Красный Холм в купеческой семье. В книге «Я лечил Сталина» академик А. Л. Мясников оставил свои воспоминания об отце – Леониде Александровиче. Он пишет: «В 1873 году он отправился учиться в Москву, во Вторую гимназию (это был первый в истории горожан Красного Холма случай; до тех пор отправлялись в гимназию только дети дворян, помещиков). Учился отец весьма хорошо. На каникулы приезжал домой, привозил с собой ворох книг – Гете, Гейне, Байрона, Шекспира, Писарева, Добролюбова. Он собирал молодежь и взрослых и читал им их, а по вечерам любители разыгрывали спектакли «Разбойники» Шиллера, «Гроза» Островского…».

В 1881 году Леонид Александрович поступил в Московский университет на медицинский факультет. По окончании университета ему было предложено остаться ординатором в клинике известного ученого, врача­терапевта Г. А. Захарьина, но он отказался и вернулся на родину в Красный Холм.

«Не приходилось сомневаться в блестящей научной карьере, которая, казалось, была открыта перед молодым врачом, ­ — пишет А. Л. Мясников, ­ — однако отец принял другое решение: то был период, когда прогрессивно настроенные молодые люди, получив высшее образование, считали своим долгом «идти в народ», «отдать ему долг». Леонид Александрович был к тому же первым краснохолмцем, окончившим университет».

Леонид Александрович стал работать врачом в земской больнице, открыл свою амбулаторию. По приезду домой Л. А. Мясников открыл бесплатный прием больных. В дальнейшем он стал взимать плату в двадцать копеек с первичного больного, так как решил на свои средства открыть небольшую больницу (городская больница не справлялась с нуждами больных и не могла получить средства для своего расширения).

А. Л. Мясников пишет: «В 1890 году больница была открыта в нашем каменном доме (где я потом родился) – на 10 коек, с оплатою питания и лекарств по тридцать копеек в день».

«Мой отец был исключительно популярный врач, ­ — сообщает А. Л. Мясников. – Доверие к нему больных было безграничным. «Батюшка Леонид Александрович как скажет, так и сделаем» или «так и будет». Первый десяток лет своей деятельности он был типом земского врача-­универсала – кроме внутренних болезней занимался акушерством, гинекологией, хирургией (он был первым, сделавшим в нашей округе кесарево сечение)».

Многочисленные подводы крестьян в любой день с раннего утра заполняли улицу около амбулатории, построенной Леонидом Александровичем. Он был жизнерадостный, необычайно энергичный, подвижный человек крупного телосложения с некоторой склонностью к полноте. Его плешивая голова с мягкими, русыми волосами, широкое мясистое лицо, серые глаза и небрежные усы с бородкой – все было типично русское. В развевающемся белом халате, быстрыми шагами он появлялся в доме, чтобы отыскать нужный рецепт, или на скорую руку проглотить стакан молока с булочкой.

Леонид Александрович с большим интересом относился к теории дарвинизма, учению об иммунитете. Он увлекался работами Пастера, Коха, Эрлиха, Мечникова и вывесил портреты этих ученых в своем кабинете.

«Отец живо следил за медицинскими новостями, ­- писал А. Л. Мясников, ­- выписывал много книг, несколько журналов. В более поздний период он стал ограничивать себя двумя специальностями: внутренними болезнями и офтальмологией. В 10-­х годах (1910-­х) он дважды предпринял поездку за границу – в Берлин к профессору Силексу и в Вену к профессору Фуксу, в их клиниках он учился современной офтальмологии. Как к специалисту-­окулисту, в 10-­20-­е годы к нему в Красный Холм стали съезжаться больные из Тверской, Ярославской и Новгородской губерний.

Жена Леонида Александровича ­ Зинаида Константиновна Григорьева родилась в г. Санкт­-Петербурге в 1874 году. После гимназии она поступила на рождественские медицинские курсы в Санкт­-Петербурге и, окончив их, стала лекарской помощницей. В 1895 году поступила на службу в Краснохолмскую больницу. Здесь она познакомилась с доктором Леонидом Александровичем и вскоре стала его женой. У них было пять детей, из которых трое умерли. Такой трагический оборот в жизни семьи, как вспоминал их сын Александр Леонидович, наложил на Зинаиду Константиновну тень грусти и пессимизма, и хотя она продолжала быть деятельной, все же перенесенные утраты придали ей весьма нервный и чувствительный характер, вместе с тем обострили ее привязанность к двум оставшимся в живых сыновьям – Льву и Александру. Позднее Зинаида Константиновна выучилась на доктора и получила диплом.

Много сил и энергии Леонид Александрович отдал общественной деятельности.

«Он имел непреодолимую склонность к общественной деятельности, ­ — вспоминает о своем отце его сын Александр Леонидович. – Не принадлежа ни к какой­-либо политической партии, отец считал себя социалистом и сочувствовал левому течению в общественной жизни страны. В нашем доме часто бывали различные политические деятели Тверского земства. Леонид Александрович был гласным губернского земства. Он участвовал в приеме депутатов от земств, устроенном после смерти императора Александра III новым царем – Николаем II. Тверское губернское земство тогда подало царю петицию, в которой высказывалось за необходимость существенных реформ для России, в частности свободного самоуправления на основе всеобщего избирательного права».

В 1899 году Леонид Александрович Мясников был избран городским головой Красного Холма, занимался градостроительством, развитием здравоохранения и просвещения. При его непосредственном участии в 1901 году была построена железнодорожная ветка Сонково­Красный Холм. Занимался он также строительством здания женской прогимназии, впоследствии гимназии. До этого дети должны были отправляться учиться в соседний Бежецк, в Тверь, Санкт­-Петербург или в Москву. В настоящее время здесь размещается Краснохолмская средняя школа № 1.

В период деятельности

Л. А. Мясникова был построен кирпичный завод и налажено производство кирпича, из которых строили здания. В 1907 году в центре города были построены каменные торговые ряды, сохранившиеся и используемые в целях торговли до настоящего времени.

По инициативе Л. А. Мясникова был открыт летний театр, а позже построен Народный дом, в котором выступали артисты из Москвы и Санкт-­Петербурга, устраивались просветительские лекции для горожан. Сам Леонид Александрович участвовал в любительских спектаклях. При его непосредственном участии было открыто земское училище для крестьянских детей и детей горожан.

В течение пяти лет Л. А. Мясников преподавал бесплатно гигиену в Краснохолмской школе. Он проводил также воскресные чтения в амбулатории по биологии, организовал школьную биб-лиотеку и бесплатную выдачу учебников для учащихся.

Было осуществлено еще одно нужное для города мероприятие. Усилиями городского головы было создано добровольное пожарное общество. Многие уважаемые жители города вступили в него членами и должны были поставлять средства, участвовать в учениях, дежурствах по городу. В результате число пожаров значительно сократилось.

Младший сын Леонида Александровича Мясникова Лев Леонидович рассказывал, что его отец в канун первой русской революции 1905 года был представителем левого крыла Весьегонского земства, защищал интересы рабочих и крестьян. Он занимался пропагандистской и революционной деятельностью в Красном Холме и его окрестностях. В его доме проводились конспиративные собрания местной интеллигенции. Эти собрания вызвали подозрение властей и

Л. А. Мясников некоторое время находился под тайным (негласным) надзором полиции.

В хранящихся в архиве

г. Твери жандармских донесениях того времени говорится: «Врач Мясников играет всюду первенствующую роль и пользуется огромной популярностью в городе. По убеждениям принадлежит скорее к социал­-демократической партии, но благодаря своему природному уму и хитрости всюду остается в стороне».

За свою антиправительственную революционную деятельность Леонид Александрович, избранный городским головой Красного Холма, не был утвержден на эту должность Тверским губернатором ни в 1907 году, ни в последующие выборы.

В 1914 году началась первая мировая война. Л. А. Мясников работал главным врачом в госпитале, который он организовал в Красном Холме. После революции 1917 года он открыл в городе глазную лечебницу с хирургическим отделением и стационаром. Глазные болезни он также лечил в Бежецке и Сонкове, куда делал еженедельные выезды.

В начале 1922 года Л. А. Мясников заразился сыпным тифом и 19 января умер.

Леонид Александрович Мясников похоронен на городском кладбище в Красном Холме.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

255