Меню
16+

Газета «Сельская новь»

28.09.2020 12:35 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 25.09.2020 г.

Мое детство - война

Автор: Н. Крылова,
заведующая клубом «Ветеран».

Маина Ивановна с дочерью Надеждой.

В 2020 году в соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года памяти и славы объявлена Всероссийская акция "Мое детство — война". Главным мероприятием этой акции является конкурс видеороликов. По условиям конкурса нужно организовать встречи с детьми войны, провести исследования их жизненного пути, осуществить видеозаписи воспоминаний, создать видеоматериалы. Готовые видеоролики вы можете посмотреть в YouTube.

И вот я в гостях у Маины Ивановны Сорокиной, в девичестве Аккуратовой. Большой дом на берегу реки. В этом гостеприимном доме мы часто бывали еще в восьмидесятые. У Маины Ивановны две дочки, которые часто собирали молодежные компании в родительском доме... Просторная комната, на стенах много фотографий — дети, внуки, правнуки, все красивые и счастливые. А ведь в жизни этой большой семьи было всякое.

Усаживаемся за большим столом. Маина Ивановна раскладывает передо мной старые черно — белые снимки и начинает свой рассказ.

В их семье было пятеро детей. Отец — Аккуратов Иван Андреевич — капитан Крас-

ной Армии. Когда началась Великая Отечественная

война, часть, в которой служил отец, располагалась вблизи польской границы. Утром 22 июня отец был на службе, а мать Маины Ивановны — дома с детьми. Проснулись от взрывов бомб. Единственную весточку получили от отца — "уезжайте". Тот ужас, который тогда пережила Маина Ивановна, до сих пор стоит в ее глазах. Было ей тогда всего шесть лет. Ехали на грузовике. Взять ничего с собой не успели. Взрывы, грохот, пожарища... Семью пересадили в поезд. С трудом добрались до Рыбинска, где жила сестра отца. Потом был детдом (мать заболела), и всех детей отправили в детприемник. Все время хотелось есть. В десять лет, когда закончилась война, Маину забрал из детдома брат и привез в Краснохолмский район, где тогда уже жила мать с детьми. Жили очень бедно, спали на матрасе, набитом соломой. А дальше была жизнь с радостями и огорчениями, счастьем и бедами. Но детства, так как мы, не видевшие и не пережившие военных тягот, его понимаем, не было в жизни Маины Ивановны. Детством была война, голод, нищета, ужас...

Сейчас на столе в доме Маины Ивановны всегда стоит хлеб и всегда есть запас продуктов. Она до сих пор, по словам ее дочери Надежды Васильевны, боится грозы. Но тяготы и лишения, пережитые в детстве и юности, не озлобили эту удивительно светлую, приветливую женщину. "И дочки у меня хорошие, и внучки, и правнуки — потому я так долго и живу", — заканчивает свое повествование Маина Ивановна. Видимо, судьба решила компенсировать то, чем обделила в детстве. А, может, просто наша героиня умеет видеть и ценить все доброе, что окружает в жизни.

Выходим во двор. Видна хозяйская рука. Понятно, что родные не оставляют без внимания свою маму. Аккуратные грядки, кругом цветы и погода, как по заказу, солнечная. Делаю снимки в этом, прямо скажем, райском уголке.

Здоровья Вам, дорогая Маина Ивановна. И пусть ненастья обходят Ваш дом стороной.

Еще один видеосюжет к конкурсу видеороликов "Мое детство — война" рассказывает о судьбе Зои Васильевны Крыловой.

Зоя Гагурина родилась в городе Красный Холм в 1934 году. Семья переехала из деревни. Отец Гагурин Василий Федорович работал конюхом в районной милиции, а мама Анна Владимировна была

библиотекарем. Сестра Нина старше на 5 лет. Комната, где жила семья, тоже располагалась в помещении милиции, под лестницей.

Зоя Васильевна — культработник, она в учреждениях культуры проработала всю жизнь и умеет вести повествование, которое слушателя не просто заинтересовывает, а, прямо скажем, захватывает.

Память сохранила в мельчайших подробностях многие обстоятельства предвоенной жизни — как выглядело тогда здание милиции, где располагались служебные помещения, обстановку комнаты, в которой они жили тогда, бабушкин дом в деревне, куда приходила по воскресеньям, и тараканов, которые смотрели на нее из щелей в потолке над печкой.

Вот как вспоминает Зоя Васильевна о первом обстреле города с самолета: «Из громкоговорителей, установленных на столбах по городу, разносилось: "Граждане! Воздушная тревога!". Дома я была одна и, что делать, не знала. Я взяла маленькое детское одеяло, взобралась на черемуху, которая росла недалеко от дома, и накрылась этим одеялом. Когда мы играли в прятки, мы там прятались и я, видимо, решила, что укрылась надежно. Помню рев низко летящего самолета. С него была расстреляна повозка, поднимающаяся мимо торговых рядов на гору. Погиб возчик, и лошадь тоже была расстреляна."

Вспоминает Зоя Васильевна, как сотрясалась земля, когда фашисты бомбили железнодорожный мост через Неледину осенью 1941 года.

Через дорогу от дома, где жила семья, в здании школы разместился госпиталь. Баба Поля пекла преснушки, а потом их несли в госпиталь угостить раненых. Вечером вместе с подругами прятались в городском сквере и подсматривали за свиданиями раненых бойцов с городскими девушка-

ми...

С большой теплотой вспоминает Зоя Васильевна детский сад, располагавшийся в теперешнем здании социально-реабилитационного центра для пожилых людей. Как нес ее туда на плечах отец, и какие добрые были там воспитатели. А потом отец ушел на фронт. Особенно остро до сих пор чувствует Зоя Васильевна его потерю, помнит, как пришла на него похоронка. Она не хотела верить в то, что отца больше нет, и бегала на станцию встречать поезда, все ждала, что отец вернется.

Слушаешь рассказ и в воображении возникает образ города, вроде бы и нашего, но совсем другого, с громкоговорителями, объявляющими воздушную тревогу, Бородавкинским садом, где формировались колонны уходящих на фронт, школой, где не учатся дети, а восстанавливаются после ранения бойцы нашей армии. Холод — дров не было, и есть всегда хотелось...

Сейчас не простое время и много проблем, немало трудностей у современного поколения. Но, послушав рассказы о военном детстве наших героинь, я понимаю, что оценить в полной мере все тяготы, выпавшие на долю детей того времени, я не смогу, что уж говорить о современных детях. И, если даже так, пусть наши дети и внуки не испытывают тех тягот, которые выпали на долю военных поколений.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

25