Меню
16+

Газета «Сельская новь»

08.02.2021 11:57 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 08.02.2021 г.

Первая карта-план г. Красный Холм

Автор: Г. Перепиляк

16 июня 1778 г. российской императрице Екатерине II, находившейся в дворцовом комплексе в Царском селе под Петербургом, был представлен на утверждение проект застройки города Красный Холм, образованного царским указом 1776 г. в составе Тверского наместничества в качестве административного центра Краснохолмского уезда. Рассмотрев проект, изложенный на картографическом плане нового города, императрица, как было принято говорить в те времена, милостиво соизволила начертать на нем собственноручно: “Быть по сему”.

Произошедшее событие уверенно подтверждается дошедшей до наших дней копией вышеуказанного документа, имеющей название «План Тверской губернии Городу КРАСНОМУ Холму» и содержащейся в Книге чертежей и рисунков первого выпуска Полного собрания законов Российской Империи, опубликованного в Санкт-Петербурге в

1859 г. Экземпляр этого издания имеется в фондах Библиотеки Администрации Президента РФ и доступен во Всемирной сети Интернета по ссылке https://loveki.ru/museum/maps/gub_tver/10/jpg.

Точная дата изготовления копии плана города пока неизвестна. Некоторый ориентир в этом отношении дает то, что в заголовке документа фигурирует «Тверская губерния», которая была образована вместо Тверского наместничества только лишь в 1796 г., в результате административной реформы Павла I. Впрочем, отдельные российские историки отмечают, что в последние десятилетия XVIII в. термины «губерния» и «наместничество» зачастую употреблялись как синонимы [П. Д. Малыгин, С. Н. Смирнов. История административно-территориального деления Тверской губернии и области в XVIII-ХХ веках. Тверь, 2007, с. 13].

Возможно, когда-нибудь удастся разыскать и сам подлинник представленного Екатерине II плана, что особенно важно, поскольку он, в отличие от вышеуказанной копии, был исполнен «в цвете».

В пояснительной записке, имеющейся на карте, по этому поводу сказано следующее [приводится дословно — ГП]: «Изъяснение: Состоящее ныне строение — Каменное покрыто темно – карминем [краской красно-пурпурного цвета — ГП], – Деревянное в пунктирных линиях – Под знаком церкви А город Красный Холм В Антониевский Монастырь С Пруды.

Вновь прожектировано Конрталы [очевидно кварталы — ГП] покрытые светло – Карминем, под Каменные, а желтой краскою под деревянные Казенные, Публичные и Обывательские дома и прочия строения. 1е для Казенных строений 2 Вал и рек к ограничению Города».

Понятно, что на черно-белой копии указанные в пояснительной записке цветные обозначения различить практически невозможно. Тем не менее результаты анализа содержащихся на плане сведений позволяют сделать некоторые, весьма интересные с исторической точки зрения, выводы.

Так, становится ясным, что по состоянию на 1778 г. основные постройки города, уже в течение двух лет являвшегося административным центром Краснохолмского уезда, располагались на возвышенности, считавшейся до

1776 г. территорией села Спас на Холму (район нынешней Советской площади). Поскольку практически все они являлись деревянными (обозначены пунктирными линиями), то их предполагалось снести и на их месте соорудить новые здания, размещенные в шести кварталах, расположенных по краям достаточно широкой прямоугольной площади (по три с каждой стороны). Показанный на ней с правой стороны, примерно на месте нынешнего Дома народного творчества, пятиугольник, по-видимому обозначал Преображенский собор (Собор Спаса Преображения, 1713 года постройки, каменный), который планировалось сохранить.

На противоположной стороне площади, под цифрой «1», обозначено место для сооружения казенных учреждений, которые в 1776-1778 гг. по всей вероятности временно размещались в существовавших в тот период других домах или зданиях.

Таким образом был сформирован ансамбль прямоугольной застройки центра города, дошедший до наших дней и включающий Октябрьскую, Коммунистическую, Советскую улицы, а также перпендикулярную им ул. Калинина. Именно в месте ее соединения с существовавшей площадью (там, где сейчас находятся здания школы № 1 и противоположный им угловой дом по ул. Калинина, № 30/13) и планировалось соорудить вышеупомянутые казенные учреждения.

Если воспользоваться изображенной на плане 1778 г. масштабной линейкой, то расстояние от них до Преображенского собора должно было составить примерно 200 саженей (около 430 метров). Однако, если измерить эту дистанцию на местности, то окажется, что она примерно на 80-100 метров меньше показанной на плане.

С этим связано одно весьма существенное обстоятельство, заключающееся в том, что карта-план 1778 г. была составлена со значительными искажениями как по угловым, так и по линейным параметрам.

Действительно, если исходить из представленной Екатерине II карты, на которой слева обозначено направление «север — юг», то нынешние улицы Мясникова, Л. Толстого, Калинина, Красноармейская, Ленина и другие параллельные им должны были бы быть ориентированы строго по линии «запад — восток». Однако, на местности они имеют фактическую направленность с юго-запада на северо-восток. Это хорошо видно на современной топографической карте, на которой азимут вышеперечисленных улиц составляет около 40°, что, кстати, подтверждается и простыми математическими расчетами.

Действительно, если воспользоваться имеющимся в сети Интернета электронным геодезическим ресурсом «ЭтоМесто» (www.etomesto.ru) и определить с его помощью точные координаты Никольского собора Антониевского монастыря (58°218″ с.ш., 37°5′17″ в.д.) и центра Советской площади (58°3′50″ с.ш., 37°7′20″ в.д.), то можно рассчитать разности широт и долгот этих пунктов, которые составят 1′32″ или 92″ (по широте) и 2′3″ или 123″ (по долготе). Исходя из того, что одна угловая секунда земной окружности соответствует примерно 30.86 метрам и учитывая схождение меридианов по мере удаления от экватора к полюсам (пропорционально косинусу широты), легко рассчитать разности широт и долгот в линейном выражении, которые составят 2839.73 и 2015.29 метров, соответственно.

Из вышеуказанных значений получается сферический прямоугольный треугольник (принимаемый в данном исследовании ввиду незначительных расстояний за плоский), в котором известны два катета. Вычислив из их соотношения тангенс азимута как угла, образованного гипотенузой (линией, соединяющей Никольский собор с Советской площадью) и катетом, уходящим на север от Антониевского монастыря, получим азимут в значении 35°22′, отличающийся от 40° в силу небольшого несовпадения (на 4.5°) вышеуказанной линии с направлением современной ул. Мясникова.

Из всего этого следует, что составитель плана 1778 г. развернул схему застройки города по часовой стрелке на 50 градусов и на этот же угол и в том же направлении исказил среднюю направленность русла реки Неледины, обозначенной как «Неледильна».

В том, что касается точности показанных на плане расстояний, то ее можно оценить путем сравнения фактической дистанции от монастыря до Советской площади, рассчитанной как гипотенуза вышеуказанного треугольника (3482 м), с расстоянием на схеме застройки города, измеренным с помощью имеющейся на ней масштабной линейки — 1740 саженей (3704 метра). Таким образом, средняя ошибка в показанных на карте дистанциях составляет около 6 процентов и, имея систематический характер, указывает на допущенное автором плана города искажение в сторону увеличения расстояний.

Исследование фактической ориентации улиц города Красный Холм и избрание для этих целей именно Никольского собора и Советской площади позволяет прийти еще к одному выводу, заключающемуся в том, что линия, соединяющая эти два пункта, по всей видимости, определяла генеральное направление дорог, ведущих к селу Спас на Холму с юго-запада. Отданное в 1518 г. в вотчину Антониевскому монастырю вместе с имевшимися в нем церковными храмами, оно должно было обладать соответствующей транспортной доступностью. В этой связи можно вполне резонно предположить, что начавшаяся после 1778 г. практическая застройка города велась вдоль этих уже существовавших дорог, ориентированных на северо-восток. Кроме того, некоторые городские улицы необходимо было расположить так, чтобы они пересекали реку Неледину под прямым углом и этим не требовали увеличения пролетной части мостов и переправ. То, что это так и произошло, доказывает, например, нынешняя улица Карла Маркса, а также Красный переулок.

Отдельно следует остановиться на нынешних деревнях Бортница и Слобода, территория которых в соответствии с картой-планом 1778 г. вместе с монастырем включалась в состав городской черты Красного Холма. Этим их жители приобретали статус «городских обывателей» и в соответствии с Жалованной грамотой городам, утвержденной Екатериной II в 1785 г., могли относиться к одному из шести «разрядов»:

- «настоящие городские обыватели» — владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства;

- купцы 1, 2 и 3 гильдий;

- ремесленники, записанные в цехи;

- иностранцы и иногородние;

- именитые (почетные) граждане;

- «посадские люди — все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием».

Сформировавшиеся с течением времени из перечисленных разрядов сословия, прежде всего купечество и мещане, получили право местного самоуправления, предусматривавшее создание Общей городской думы, включавшей городского голову и шестерых гласных. Один раз в три года полагалось проводить собрание «градского общества», в котором, впрочем, участвовали только именитые и состоятельные жители.

Но кажется, что на каком-то этапе застройки города было принято решение территорию, где в настоящее время находятся Бортница и Слобода, в городскую черту не включать, что доказывается тем, что фактическая застройка этих деревень значительно отличается от карты-плана 1778 г. и с ориентировкой кварталов Красного Холма не совпадает. Кто принял такое решение и согласовывалось ли оно с вышестоящими инстанциями, на данный момент неизвестно. Можно только лишь предположить, что это могло произойти в период правления Павла I, когда многие постановления и указы Екатерины II были либо отменены, либо пересмотрены, и на разных уровнях административно-территориальной системы образовался некоторый «бюрократический фон», характеризовавшийся необязательностью исполнения решений покойной императрицы.

В целом, рассмотренная в данной статье карта-план Красного Холма 1778 г. представляет из себя существенное добавление к его общей истории и, в силу наличия в ней ряда малоисследованных аспектов, является своего рода стартовой площадкой для дальнейшей работы историков и краеведов, заинтересованных в исследовании вопросов, связанных с архитектурным оформлением города, усовершенствованием его городского хозяйства и развитием административной системы управления.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

96