Балалайка во фраке
К 160-летию со дня рождения В. В. Андреева (1861-1918)
Смотрел я недавно по ТВ трансляцию Московского фестиваля юных талантливых музыкантов. В конкурсе приняли участие высокоодарённые дети из многих стран, в том числе из России. Исполнялись музыкальные сочинения разных композиторов и на самых разных инструментах.
Восхищению моему не было предела! Ещё бы, малолетние виртуозы ни в чём не уступали по качеству игры взрослым музыкантам, а порой и превосходили их. Да вот беда: не звучала на фестивале очаровательная русская балалайка. Да и многие ли знают имена знаменитых балалаечников? К сожалению, нередко замечаю этакое высокомерное отношение к «примитивной» балалайке: подумаешь, мол, всего-то три струны у этого «неблагородного» инструмента, что с них взять?..
Крайне редко вспоминают балалайку на радио и телевидении, в концертных залах филармоний. Не думаю, что широко популяризируют этот самобытный русский инструмент в музыкальных школах, училищах, в консерваториях.
Между тем, балалайка известна на Руси не одну сотню лет. В XYIII – XIX веках она, пожалуй, была самым распространённым народным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Про неё складывали сказки. Само название «балалайка» происходит от старорусского «балакать», «балаболить» — говорить, так как её звучание похоже на распевный человеческий голос.
Но я хочу кратко рассказать не столько о балалайке, сколько о человеке, который привёл этот инструмент из крестьянской избы в престижные концертные залы. Человека этого звали Василий Васильевич Андреев, родившийся на тверской земле. Он был православным верующим, хорош собой, обаятелен, воспитан, эрудирован, необычайно одарён, несмотря на молодость, вхож в петербургский свет.
Память о выдающемся подвижнике русского народного музыкального искусства свято чтят на его малой родине в г. Бежецке. Здесь знает каждый, кто такой Василий Васильевич Андреев – создатель первого оркестра русских народных инструментов, выдающийся музыкант – просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства. Многие покажут дом, в котором родился Андреев, он, слава Богу, сохранился. Недавно рядом с музеем появился и памятник знаменитому музыканту. В Бежецке регулярно проходят фестивали русской народной музыки.
Выросший в русской высокообразованной и состоятельной семье, и сам получивший прекрасное образование, Андреев с детства обнаружил необычайные музыкальные наклонности: к 14 годам самостоятельно выучился игре на нескольких «благородных» инструментах. И вдруг, летом 1883 г. (было ему тогда 22 года) увидел в руках деревенского виртуоза Антипа Васильева балалайку…
Балалайка так покорила и увлекла юного музыканта — самоучку, что он не только научился блестяще играть, но и занялся усовершенствованием этого инструмента. В 1886 г. 25-летний Андреев создал концертную балалайку, на которой играют и по сию пору. По образному выражению музыкальных критиков того времени, Андреев «одел балалайку во фрак».
Поистине, Андреев вдохнул в балалайку вторую жизнь, активно совершенствовал её, обогащал новыми выразительными возможностями и репертуаром. Он и его ученики с блеском исполняли на балалайке не только народные песни и наигрыши, а также аранжировки классических произведений, музыку танцевального характера и др.
Выдающийся композитор и исполнитель Василий Андреев настолько широко разнообразил приёмы и динамические возможности этого, с виду простого и незатейливого инструмента, что каждое его произведение совершенно оригинально и по-своему уникально, с легко запоминающимися мелодиями, нюансами и ритмом. Результатом творческих поисков стала «Школа для балалайки» В. В. Андреева (Санкт-Петербург, 1894 г.).
Важно подчеркнуть, что Василий Васильевич не просто учил музыкантов технике исполнения на балалайке, но прививал им любовь к народной музыке, прекрасному народному творчеству.
Первые выступления балалаечника-аристократа в С.- Петербурге состоялись в 1886 году и имели триумфальный успех. А уже на следующий год Андреев демонстрировал своё великолепное мастерство в присутствии императора Александра III, который взял уникального музыканта под своё покровительство.
У Андреева появились поклонники и ученики, из которых образовался кружок любителей игры на балалайке. Через несколько лет кружок превратился в оркестр. В его состав вошли и другие русские народные инструменты – домры и гусли, усовершенствованные по примеру балалайки.
Вскоре Великорусский оркестр, его основатель и дирижёр завоевали мировое признание. Обратим внимание: оркестр назывался не русским, а великорусским. Тогда великороссы, малороссы и белорусы были одним, неразделённым русским народом. Оркестру В.В. Андреева горячо рукоплескали во Франции, Германии, Великобритании, Америке и Канаде. Им восхищались писатель Л.Н. Толстой, композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков,
Ж. Массис, Р. Леонкавалло.
Послушав Андреевский оркестр, Пётр Ильич Чайковский восторженно воскликнул: «Что за чудо эти балалайки!» После гастролей в Англии Россия получила заказ на 40 тысяч инструментов. Русский оркестр захотел завести даже персидский шах!
Император Николай II во время одного из концертов оркестра собственноручно подарил Андрееву золотой портсигар, позднее, в марте 1914 года, присвоил оркестру звание «Императорский Великорусский оркестр», а Андрееву – звание «Солист Его Императорского Величества» (предтеча «Народного артиста
СССР»).
Андреев говорил, что «Великорусский оркестр» является единственным национальным художественным созданием, ничего не позаимствовавшим с Запада, и представляет собой исключение, как дело, выросшее на русской почве, созданное русским народом и опирающееся на музыкальные инструменты русского народа».
На вопрос редакции «Петербургской газеты» (1898 г.) «Каким образом у вас зародилась мысль пропагандировать балалайку?» Василий Васильевич ответил: «Живя в своём имении в Тверской губернии, я, случайно услышав однажды балалайку, увлёкся ею. Когда я затем переехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил всё и всецело посвятил себя балалайке…» (Материал взят с сайта города Бежецка).
…Скончался В.В. Андреев 26 декабря 1918 года, похоронен в Александро-Невской лавре, а скульптурного памятника ему до сих пор нет на могиле.
Но не будем сокрушаться! Ведь куда более величественным памятником ему стал сам оркестр – Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева, который пережил все революции и перестройки. Переживёт, надеюсь, и рыночную демократию. Вместе с ним – подобные оркестры в Москве, Новосибирске, Твери и других городах России. Вот только их совсем не пропагандируют.
Поэт нашей эпохи Виссарион Саянов посвятил балалайке, а стало быть, и её великому популяризатору В. В. Андрееву трепетные стихи:
Три струны всего
у балалайки,
Но широк её размах
большой,
Взмах руки,
и пролетают чайки
С набежавшей
песенной волной.
Парень укорачивает
струны,
Прижимает крепко
их к ладам,
И плывёт напев простой
и юный
По окрестным паркам
и садам.
Слушаю его и молодею,
Прохожу по саду налегке,
Всё-то, видно,
знает и умеет
Парень с балалайкою
в руке.
Дай и мне к струне
твоей певучей
Прикоснуться
медленной рукой,
Может, прозвучитещё получше
Песенка, придуманная мной…
(1949 г.)
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.