Меню
16+

Газета «Сельская новь»

04.05.2022 10:29 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 29.04.2022 г.

Такие вот новости

Автор: В. Солунин

60 лет назад, в конце апреля районная газета «Путь к коммунизму» была переименована в «Сельскую новь». Печатное издание, которому на следующий год исполнится 105 лет, переименовывали несколько раз в течение советского периода истории.

Кто был инициатором — коллектив или райком партии с районным советом депутатов трудящихся, чьим идеологическим органом и являлась «районка», — неизвестно. Равно как и то, почему остановились именно на таком названии. Передо мной газета «Путь к коммунизму», вышедшая в конце 1961 года «в свет» (такой размашистой росписью в верхнем левом углу редактора «благословляли» выпуск очередного номера). На первой полосе (странице) – «передовица» — «Человек славен трудом», о месячнике по заготовке и вывозке удобрений, о планах и соревнованиях, на второй — о партийной жизни и активизации работы депутатов, на третьей – о ценных кормовых культурах (в хрущевское время ставка делалась на кукурузу – авт.), о новых методах в животноводстве, несколько критических заметок, в том числе – фельетон. На четвертой – о всесоюзной переписи скота, о спорте и т. д. Очевидно, что сельская тема в этом номере занимает около 80 процентов. Потому и «Сельская новь». Кстати, газет с таким названием до сих пор сохранилось немало. «А что такое «новь»?» – несколько раз спрашивали меня спе-циалисты в некоторых тверских организациях, куда мы задавали документы. По словарю Ожегова, издания 1960 года, «новь» — не паханная еще земля, целина. По имеющимся данным, в 50-х годах прошлого века площадь сельскохозяйственных угодий в районе составляла 83721 гектар, в том числе используемая – 82343 гектара. В общем, путь к коммунизму оказался тернистым, и мы развернулись на 180 градусов, и повели нас многие из тех же идейно «подкованных» вожаков… А нынешнее название газеты остается очень актуальным –

не паханной земли в районе много-много.

Конечно, 60-летие пе-реименования газеты – не юбилей, а значит и «пряники» раздавать не будем. А памятную дату можно использовать, как повод для размышления о сегодняшнем дне.

Поскольку слово «новь» созвучно со словом новости, которые всегда занимают в прессе особое место, на них и остановимся.

Как «гласит» один из расхожих анекдотов: «Есть две новости — одна хорошая, другая плохая. Начнем с плохой…». Анекдот – концентрированное отражение жизни, небольшой забавный, смешной рассказ.

Газеты также печатают анекдоты, не немного, на подверстку, для разнооб-разия. Основные же темы серьезные и, в идеальном варианте, всяки-разные новости: и плохие, и хорошие. Идеальный вариант — независимые в финансовом отношении СМИ (средства массовой информации) — достаточно редкие «птицы» на медийном поле. А каково информирование населения – подборки новостей в газетах, которые могут заработать только половину от необходимых для выпуска средств? Например, как наша. Если напишу, что все даем без оглядки, – не поверят. «Свобода слова», как бы, наполовину.

Итак, два вида новостей в газете. Начнем с хороших. Хорошим новостям – зеленый свет, они появляются у нас быстро, «свежеиспеченными» и удобоваримыми, в первую очередь, для местных властей-учредителей и читателей. Их мы публикуем охотно и, как любой житель краснохолмского края, заинтересованы, чтобы таковых было больше. Каждый новый школьный автомобиль или машина «скорой помощи», поступившие в район, «зарегистрированы» в газете — с фото и текстом. Новость хорошая, но не исключительная, поскольку обеспечиваются автомашинами все муниципальные образования области. Или вот строительство колодцев, благоустройство кладбищ, в общем, многие из благих больших и малых дел находят отражение в газете, и мы в этом плане, что называется, всегда готовы. За долгую практику были и такие случаи, когда подавали хорошую новость, а в том, что у этой хорошей новости будет хорошее продолжение — сомневались. И наоборот, многие хорошие новости превращались в газетные проекты. Например, строительство плотины – от начала до конца, возведение храма. Теперь – газификация.

Не все однозначно в такой важной (имея в виду изначальную специализацию района) отрасли, как сельское хозяйство. Появилось, скажем, что-то новое, открылось предприятие по производству продукции — обращаемся к начальникам — управляющим с предложением осветить деятельность хотя бы в общих чертах, насколько это возможно, в их, самими же обозначенных, рамках. Однако, даже на таких, исключительно благоприятных и крайне уступчивых с нашей стороны, условиях соглашаются не все. Значит, есть что скрывать? Каковы истинные цели и задачи? Удивительно, что в самой мирной сфере под аббревиатурой АПК секретов бывает не меньше, чем в ВПК (военно-промышленный комплекс).

Вообще, если мы будем давать только хорошие новости, как, вероятно, кому-то хотелось бы, то станет приторно. Кому приятен приторный продукт? Даже если этот «продукт» — районная газета. Тем более, если этот «продукт» — районная газета. В первую очередь от приторного «продукта» затошнит подписчиков, и они будут активно «утаптывать» тираж. Стараться постоянно угодить учредителям – бесполезное дело и вредное занятие. Люди, особенно находящие-

ся во власти длительно и приобретшие определенные качества и черты характера, в газетах часто начинают выискивать тайные подвохи, «шпильки». Газетное пространство крайне уязвимо: претензии не к статье в целом, так к абзацу, не к абзацу, так к предложению, не к предложению, так к слову. К слову, как говорили в армии: докопаться можно и до столба…

…А ежели что явно не по «шерсти»? Мы, по воспитанию своему и этическим нормам, не подглядываем в замочную скважину, не копаемся в грязном белье, не ведем расследование по «жареным» фактам. Но даже небольшая доза критики, порой, воспринимается в штыки.

Ну что, местная власть не знает, что часть общества настроена к ней неблаговидно? Да, конечно же, знает. А попробуйте написать, с конкретными фактами, в газете. Какая реакция будет? Проходили мы такие «уроки». Бывшую нашу работницу неоднократно воспитывали в одном из ведомств: «Вон вы чего про нас пишете, мы вам финансирование сократим». Когда работница жаловалась мне, я ей советовал: «Поскольку писал я, так пусть и обращаются по адресу, скажи, чтобы мне и звонили…». В этом случае не стал бы грубить, «заводиться», доходя до визга, как это кое-где практикуется. Всего лишь пригласил бы в редакцию – показать мастер-класс, т. е. научить, как надо писать. Трудная задача? Тогда можно «сляпать» муляж начальника и пусть покажут без слов — как надо вылизывать. Жестоко? Послушайте, если цифровые технологии и искусственный интеллект, тогда почему дремучесть и невежество? Финансирование-то действительно сократили. Про этот позор (нет, позорище!) хотел было написать в «Журналист», наш профессиональный журнал, или «Литературную газету», но подумал: «Да ладно, может опомнятся?!». Зря подумал, и не в первый раз.

«Невежество» надо выводить, заниматься воспитанием с таким же рвением и такими же методами, какими начальники заставляют подчиненных делать то, что они не хотят и что не входит в их должностные обязанности. «Невежество», конечно же, больше нас осведомлено о творящихся вокруг неблаговидных делишках, и неурядицы, просчеты, непорядки перечислит, загибая пальцы на руке. Но только не во всеуслышание, а у себя на кухне… И непременно кинет камушек в сторону районной газеты, которую ему позволили — доверили «повоспитывать»: мол, читать там нечего…

Когда пишу подобные материалы, обращаюсь к более молодым коллегам: как вы смотрите, учитывая практику «воспитания»? «Пиши, — отвечают мне, — все равно уже…». Публичное спасибо, коллеги, за поддержку. Кстати, этот вопрос возникает часто: а надо ли, а зачем? Показушной смелости мне и раньше было не надо, а сейчас — тем более. Пиариться нет смысла: карьеристских помыслов куда-то избираться или занять кресло поудобнее не возникало. А ответ таков: просто обидно – Верещагину — за державу, мне – за газету. Если говорить по-честному, то больше приходится думать о том, как бы газете выжить, выстоять, удержаться на плаву. Типографские услуги, бумага газетная и

т. д. растут в цене, рекламный рынок «проседает» — меньше объявлений и поздравлений. Доходы падают. Стараемся заработать на выборах, участвуем в грантовой поддержке (хотя отработать не так и просто). Отдельное спасибо Ю. Н. Браунову, ИП В. А. Кузнецову и А. В. Попову за то, что нынешней зимой помогли с дровами для отопления. Коллектив редакции сократился до минимума. Везде твердят, что зарплата – это мерило отношения к вашей работе, ее нужности. С какими должностями сопоставить наши – сторожей что ли? Минимальные зарплаты растут, но скоро все сотрудники «подтянутся» к этому «уровню», потому что общее финансирование не поднимается. Это кому-нибудь надо? А может кому-то и надо? Ищите, друзья мои, да обрящете. Наш ближайший учредитель – администрация округа – с этого года увеличила финансирование, и теперь по этой «линии» выделяется около 60 тысяч рублей в месяц (а было 50 тыс. рублей на всю редакцию!). Слабенько в материальном плане мы выглядим даже по сравнению с теми газетами, где тиражи значительно, в разы

меньше.

С развитием интернета печатные СМИ, в том числе районные газеты, зачислили в разряд архаизма. Рано «списали». И вот к сильно обделенной вниманием районной печати растут требования, потоком идут «официозы» (официальные материалы) и с завидным упорством организации, явно более успешные, чем редакция, не желают оплачивать направляемые материалы. Исключение – служба занятости, где деньги на информационное обслуживание закладываются.

Статья эта вызвана также необходимостью объясниться с читателями, особенно теми, кто не всегда доволен содержанием. С самыми преданными подписчиками надо говорить искренне, начистоту, а не толочь мякину. Кто это сделает, кроме меня? «Иных уж нет, а те далече». Вышедших из этой «шинели» и «подросших», наша «кухня» мало интересует. О том, что ремесло наше непростое, говорит хотя бы такой факт: никто из ушедших в разные времена из редакции пишущих сотрудников не захотел снова войти в эту реку, или наступить на те же грабли (у каждого свои ассоциации), даже если они на каком-то промежутке времени оставались без работы.

А вообще, уважения достойны все, кто работал или сейчас работает в некрикливой и неброской районной прессе.

В послесловии, как и обещал, — анекдот. «Прочитав сообщение в газете о том, что «половина наших политиканов — взяточники», местные разъяренные политиканы потребовали опровержения. Появилось опровержение «Половина наших политиканов – не взяточники».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

18