Меню
16+

Газета «Сельская новь»

18.01.2021 09:14 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 15.01.2021 г.

На скорую руку историю не осилить

Автор: В. Солунин

Весьма условно людей можно разделить, в плане выполнения каких-либо требований, на педантов и пофигистов. Пофигисты – это те, которые, купив новую автомашину, либо телевизор, холодильник, «стиралку» или какой-нибудь прибор, сначала испробуют его в работе (как кто-нибудь показал «на пальцах»), а потом уже (в худшем случае, при выходе из строя) начинают заглядывать в инструкцию. Пофигистов у нас, извините за каламбур, до фига. Между тем не все годится изучать-исправлять методом «тыка», как в прямом, так и в переносном смысле.

Летней порой состоялось голосование по поправкам в Конституцию. Чтобы оценить те самые поправки, следовало бы изучить или хотя бы пролистать Основной Закон страны. Вероятно, кому-то по долгу службы положено иметь его на рабочем месте. Держал ли кто-нибудь из простых краснохолмцев в руках этот самый важный документ хоть раз в жизни? Предполагаю, что, обратившись с таким вопросом ко встречным прохожим на улице, можно получить в ответ: «А зачем?». Если не прибегать к словоблудию, пусть и пафосного звучания, то окажешься в тупике.

Вот с таким «багажом» очень и очень многие и подошли к голосованию. Ну не организовывать же всеобуч, на самом деле. Конечно же, на высшем уровне была создана комиссия, которая поступающие предложения по поправкам анализировала и систематизировала. А агитацию, по обыкновению, «возложили» на актеров, политиков, врачей, в общем на узнаваемых и популярных в стране людей, которые на телевизионном поле заявляли о важности той или иной поправки. Между тем голосовать предлагалось не за каждую в отдельности, а за все вместе. Было отчего прийти в растерянность тем, кто, допустим, кроме одной все остальные поправки одобрял. Но чего говорить об этом, если дело сделано? Теперь мы на очередном этапе – как принятые поправки будут воплощаться в жизнь, чтобы не остались они благими пожеланиями. Взять хотя бы сферу медицинского обслуживания, значение которой в нашей жизни чрезвычайно большое, значительно усиливается пандемической ситуацией. Для того, чтобы сделать медицину качественной и доступной (что провозглашает одна из поправок в Конституцию), нужны большие средства, идеи, толковые люди, которые будут двигать эти идеи, но не те и не такие, которые натворили то, что натворили. Поправки в Конституцию, конечно, не помешают, но ведь и их отсутствие не мешало эффективно обустраивать (но не оптимизировать!) систему оказания медицинской помощи, лечения больных. Чему уж точно не поможет никакая запись, так это добросердечности, бескорыстности при выполнении профессионального долга. Если эти качества у человека, надевшего белый халат, есть – так и есть, а нету — так и не будет.

Еще одна из поправок касается сохранения исторической памяти. Задача, на мой взгляд, очень тяжелая, если брать не отдельные исторические моменты, события, «пласты», а все в совокупности, с более мелкими «штрихами», «деталями», эпизодами. Раньше, в советские времена, была какая никакая идеология, и каждый с малолетства знал «с чего начинается Родина». Со сменой строя в страну «хлынул» плюрализм мнений, растекшийся, в том числе, и по страницам учебников, в которых одни и те же исторические события стали трактоваться по-разному. И даже преподаватели в учебных заведениях, в зависимости от своих политических убеждений, давали очень часто противоположные оценки, скажем, тому или иному государственному деятелю. Что отложилось в головах у вчерашних, позавчерашних и позапозавчерашних студентов? Ну, хорошо, учебники обещают подработать и сделать едиными. А «мелочи», которые тоже откладываются в сознании?

Передо мной перекидной настольный календарь. Какую историческую память он хранит, какую историческую правду содержит? Среди действительно уважаемых и узнаваемых ученых, спортсменов, академиков, актеров, государственных деятелей, связанных одними днями рождения, оказался Алексей Митрофанов. Заявлен, как политик. Чем же заслужил-прославился? Был депутатом Госдумы, менял партии, ходил по телевизионным ток-шоу, где шевелил брежневскими бровями и читал «провинившимся» нравоучения. А потом нашкодил, подался за границу, в бега, отвечать на реальные вопросы, возникшие к нему у спецорганов, не желает. Вы думаете, что кто-нибудь из шоуменов, приглашавших его как образца нравственности и порядочности на передачу, извинился перед телезрителями? За то, что морочили им головы… Не дождетесь! Более того – в почетный ряд в календаре. Хорошо, есть повод вспомнить изречение «все врут календари!». А телеканалы? На одном из основательных (как нам преподносят его) в канун юбилея Великой Победы показали сюжет из нашего Ржева, где на переднем плане на фоне мемориала советскому солдату, Михаил Ножкин, актер, поэт-песенник (помните «Мы так давно, мы так давно не отдыхали. Нам было просто не до отдыха с тобой. Мы пол-Европы по-пластунски пропахали. И завтра, завтра, наконец, последний бой…). Знаменитый человек приехал специально из столицы. А его представили, как жителя Ржева и назвали Николаем Ножкиным. И это на федеральном… чего-то перепутали, накладка получилась, на журналистском языке «ляп». Неизвестно, «выстегали» ли юного журналиста и тех, кто над ним, просматривают сюжеты перед выходом в эфир? В прежние времена «экзекуция» была бы неотвратима. Как при такой небрежности к сегодняшнему дню «отшлифовать» историческую память?

Продвинемся по лабиринтам от самого простого к более сложному. Вот ситуация, связанная с мемориальным комплексом «Медное» (тоже в нашей области). Открыт он был двадцать лет назад в память о захороненных там жертвах политических репрессий конца 1930 годов и свыше 6 тысяч польских военнослужащих, которых с осени 1939 года держали в заточении в Осташковском лагере НКВД и затем расстреляли в здании НКВД в Калинине. Тела убитых захоронили вблизи села Медное. Тема эта раскручивалась десятилетиями, использовались средства массовой информации, образовалось историко-просветительское общество, был создан музей. Ежегодно почтить память земляков приезжали польские делегации.

…И вдруг нашлись люди-энтузиасты, в том числе достаточно известные историки, начали свои исследования, сбор фактов и пришли к выводу, что, по крайней мере, число захороненных поляков сильно преувеличено, речь, якобы, идет о двух с лишним сотнях. Когда и кем они были расстреляны — тоже есть вопросы.

В общем, столкнулись две противоположные точки зрения, развернулась публичная полемика. В ноябре 2020 года сообщили, что в Медном собрались ученые, историки, чтобы разобраться в ситуации, оценить доводы обеих сторон. Если правы первые, то все труды по привлечению внимания к событиям далеких лет были не напрасны. А если вторые? Тогда мы оговариваем, во многом, свою страну, самих себя? Признаем вину за то, что не совершали? Вопрос-то принципиальный, и не местечкового, а государственного уровня, на котором и должна быть определена историческая правда.

Прошедшая трехдневная научно-историческая конференция, в работе которой приняли участие ведущие российские историки из Москвы, Смоленска, Волгограда и Санкт-Петербурга, стала серьезным шагом в этом направлении. В частности, был обсужден тот факт, что на территории Нило-Столобенской пустыни представителями польской стороны установлены мемориальные таблички в память о 6311 пленных поляках, якобы расстрелянных тут в 1939-1940-х годах Красной Армией. Никаких подтверждений этому нет, считают историки. Одним из аргументов стала книга американского историка Гровера Ферра «Тайна катынского расстрела: доказательства, решения», вышедшая в Твери на добровольные взносы тех, кто поддержал проект. В итоговой резолюции участники конференции призвали провести тщательное археологическое изучение территории Медновского мемориала, где могут быть могилы. Не исключено, что в этих могилах покоятся останки советских воинов, умерших от ран в полевых госпиталях, работавших в годы войны в Медном. На конференции прозвучало, что необходимо распространять точные исторические знания о прошлом нашей страны, чтобы избежать спекуляций и безответственных политических решений.

При прежнем строе существовала система пропаганды. В ее состав входили образованные, хорошо подготовленные в политическом плане люди. Конечно, в течениях нынешнего времени пропагандист марксизма-ленинизма выглядит сущим анахронизмом. Где сейчас, выйдя гордой походкой из стен школы, или, с важностью получив диплом ВУЗа, молодое поколение может пополнить свои исторические знания? Штудировать толстые исторические тома, от одного взгляда на которые нехорошо становится? Корпеть над документами в архивах, где «окопались» плешивые краеведы, чьему терпению, усидчивости можно только позавидовать? Бороздить просторы интернета, а потом много раз перепроверять «вытащенные» оттуда сведения или факты? Значительная часть пропаганды распространяется телевизором.

Создатели кино, телесериалов давно уже просекли, что огромное количество людей, не имеющих возможностей, времени, способностей разобраться в перипетиях прошлого, готовы изучать историю по их творениям. И пошло-поехало. Сколько «стряпни» выпущено «свободными» художниками! Либо оно, это «совковое» прошлое, высмеивается, либо подается в непотребном виде: зависть, козни, измены, интриги, шантаж, готовность идти по головам, чтобы сделать карьеру… Когда вижу на телеэкране того или иного режиссера, надувающего щеки, прикидываю – провел ли он хоть сколько-то лет разумной жизни в то время, в той стране? И желание задать вопрос: а он ничего не перепутал? Не «вытащил» ли он весь перечисленный выше набор человеческих качеств и отношений из настоящего и «вмонтировал» в атмосферу нескладных интерьеров квартир и гардеробов того времени. И попробуй поперечить. Он так видит, таков художественный замысел. Странно, однако, что большинство «свободных» художников смотрят в одну сторону. Вот несколько лет назад один вполне приличный, основательный (такому хочется верить) человек выступил продюсером фильма, повествующего о жизни бывших высоких военачальников Великой Оте-чественной войны. Необузданная фантазия возмутила их родственников, ныне живущих, к которым за консультацией и не подумали обратиться…

А вот пример наисвежайший. Режиссер мирового масштаба при содействии не менее известного бизнесмена-миллиардера, выступившего продюсером, сняли фильм о трагических событиях 1962 года в Новочеркасске, когда власть жестко подавила выступление людей, вышедших с требованиями справедливости. Идея выпустить картину в черно-белом изображении, наверное, тоже не случайна? Фильм был отмечен на кинофестивале в Венеции. Как-то мне удачно удалось услышать ответ экспромтом режиссера на вопрос о смысле этой работы: чтобы молодежь могла узнать о таких событиях… Позвучало очень искренне… Естественно, больше интереса стал проявлять не к фильму, а к его создателям: как мыслят, чем руководствуются и т. д. Вот режиссер дал развернутое интервью в одной из самых многотиражных федеральных газет. Конечно, он в курсе, что многие люди испытывают ностальгию по Советскому Союзу и находит даже ряд положительных моментов в социалистической системе. Похвально. Однако, логически просятся, как минимум, два вопроса. Первый: почему в таком случае режиссеру и его коллегам не снять хотя бы по одному фильму о том времени в светлом восприятии? Второй: если по «чесноку», то хотел бы великий режиссер, а тем более его друг продюсер-миллиардер вернуться в то время? По ответу на этот вопрос можно предсказать, какого содержания и смысла выйдут следующие картины. И каким будет представляться просмотревшим фильмы молодым людям наше не столь уж и далекое историческое прошлое…

Всерьез судить о прошлом – дореволюционном или советском –по быстро мелькающим кадрам наспех снятых сериалов, идущих по телеканалам сплошным потоком, — дело неблагодарное. На скорую руку историю не осилить.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

16