Меню
16+

Газета «Сельская новь»

24.02.2021 11:04 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 19.02.2021 г.

Куда ведешь, дорожка дальняя?

Автор: В. Солунин

Дорогу мы выбираем сами, или по чьему-то совету, рекомендации, или по какому-то закону – если говорить о переносном и самом широком смысле слова.

По выходным и праздничным дням, которыми изобилует теперь начало каждого года, в деревне совершаю прогулку с собакой. В зимнюю пору чаще всего по дороге – большаку. Месим снега. На выходных дорогу не чистят, и если снегопад прошел в пятницу (пусть даже очень большой), трактор с лопатой может появиться в лучшем случае в понедельник. Движение достаточно оживленное. Этой дорогой везут дрова и деловую древесину, едут автолавки, такси, машины полиции и скорой помощи (при необходимости), рыбаки-охотники, машины с московскими, питерскими и других регионов номерами, чаще всего транзитом, с выходом на Ярославскую область. Поэтому мешанина жуткая, и появляется иногда одна выбитая, накатанная до зеркального блеска посередине дороги скользкая колея, из которой иной раз выкидывает и бросает на снежный бруствер машины тех, кто неправильно оценил свои водительские навыки или технические характеристики авто.

…Дорога эта соединяет с районным центром деревни Толстиково, Поповка и Васильки – центральные усадьбы коллективных хозяйств. Бывших. Совсем «свежее» поколение даже названия их не знает, да и знать не могут. Впрочем, никакого поколения «свежего» здесь и нет вовсе, а значит и расчищать дорогу специально для школьных автобусов, совершающих перевозки учеников, не требуется. В названных выше деревнях еще пахнет жизнью – центральные усадьбы в действовавших хозяйствах были самыми многочисленными. В них в 80-е годы еще строилось жилье, неофициально называемое в народе по фамилии председателя: улица Палкина в Толстикове (совхоз «Краснохолмский»), «Свиридовка» в Поповке (колхоз имени Мичурина) – почти все огромные дома 135-ой серии сейчас пустуют. На центральных усадьбах – правление, клуб, библиотека, мастерские, местная власть (сначала сельсоветы, потом администрации поселений). Все это обеспечивало рабочие места и заработок.

Другие сохранившиеся деревни с количеством жителей от нескольких человек (если с десяток наберется – уже достаточно людно) – из тех, что в свое время «прижались» к большаку. Чуть подальше, в 1,5-2 километрах, уже ничего не напоминает о деревеньках, у каждой из которых была своя история основания, связанное с этим название, свои традиции, свои православные праздники, своя, казалось бы, извечная, незыблемая и благая цель – растить хлеб, производить продукцию животноводства и т. д. Исчезли – словно корова языком, будто сорняки какие с корнями вытаскали и бросили… Чурилово, Ларихово, Мануково, Медведчиково, Дор… — сколько еще деревень у нас разделили эту печальную участь?! Зарастают некогда обжитые места деревьями да бурьяном. Напоминают о жизни людей только кое-где сохранившиеся элект-рические столбы да колодцы со сгнившими срубами, летом «замаскированные» растительностью, но не огороженные и не обозначенные, как опасные объекты.

…Дорогу, которая, в определенной степени, «держит» жизнь в сохранившихся деревнях, надо, образно говоря, холить и лелеять. Почему ее не чистят на выходных в общем-то понятно – договоры, графики, удорожание работ… Но, с другой стороны, сильно размешанный, местами плотно укатанный за два-три дня снег качественно вычищать не получается, и весной дорогу разбивают вдребезги. Кто ездил – тот знает. Повторюсь, что движение оживленное. Едут автомашины легковые и грузовые разной грузоподъемности, снегоходы, до недавнего времени активно перево-зили трубы нефтяники, тяжелые экскаваторы тянут на тралах, гремят высокими и массивными бортами всякие «Скании»… Едут, невзирая на баннер, установленный при выезде из Красного Холма и предупреждающий об аварийном мосте в д. Александровка (как, видимо, упорно не замечают баннер и те, кто должен продвигать ремонт?).

Но ведь жизнь в выходные не останавливается. А если людям понадобится срочная помощь от экстренных служб — медиков, пожарных или полиции – в самой удаленной васильковской стороне, где дорога криуляет в лесу? Только в прошлом декабре мощный снегопад дважды на выходных напрочь забивал дорогу, осложнив движение в течение двух суббот и двух воскресений.

…Как-то давно, находясь в деревне (значит, были выходные), услышал необычные звуки, скорее грохот, раздававшийся на несколько километров. Оказалось, перед выборами, которые тогда проходили в декабре, грейдировали дорогу. А поскольку снега в эту пору тогда почти не было, лопаты срубали замерзшую почву, выравнивая колеи. В таких случаях невольно задумываешься о соблюдении приличий и уважении к людям. Изменилось ли что в этом плане, мы скоро сможем понаблюдать.

Дорогу мы выбираем сами, или по чьему-то совету, рекомендации, или по какому-то закону – если говорить о переносном и самом широком смысле слова. Вот один за другим районы области преобразуются в округа. С начала нынешнего года и нас «вывели» на эту «дорогу». Что мы получим по пути следования: преимущества, выгоду или издержки? Пока что сказать трудно, а значит для похвальбы, равно как и для критики, нет никаких оснований. В первом номере «Сельской нови» была приведена структура администрации муниципального округа, согласно которой полномочия администраций упраздненных сельских поселений переходят к вновь созданному отделу ЖКХ и развития территорий администрации округа. Под прямым подчинением заместителя Главы администрации по ЖКХ и развитию территорий (эта должность тоже появилась впервые). Судя по имеющейся информации, в этих структурных подразделениях будут работать компетентные, имеющие большой опыт ответственные специалисты. Но смогут ли они при всех этих качествах обеспечивать развитие территорий, о чем заявлено в названиях? Внимательно изучил на второй странице того же номера районной газеты «Прогноз социально-экономического развития…». Приведу цитаты: «Демографическая ситуация на прогнозируемый период не оптимистична по причине ухудшения возрастной структуры населения, отрицательных миграционных процессов, естественной убыли населения…». За 11 месяцев прошлого года превышение смертности над рождаемостью составило 3,5 раза. «Численность экономически активного населения в течение ряда последних лет ежегодно снижается. Данный факт обусловлен в первую очередь преобладанием лиц старше трудоспособного возраста над количеством граждан, достигших возраста 15 лет и входящих в категорию экономически активного населения». Как без трудовых ресурсов (а деревня в этом плане истощена особенно) обеспечить развитие сельских территорий? Строительство колодцев и устройство уличного освещения, которые продвигаются по линии Программы поддержки местных инициатив, — это не развитие, а создание элементарных условий жизни. Разумеется, при всех хлопотах – организаторской работе, сборе денег, бумагах…

Могли бы продвигать развитие инвестиционные проекты. Но маститые инвесторы у нас на горизонте не маячат, а имеющиеся могут считаться таковыми весьма условно – даже самый элементарный анализ их экономической деятельности наводит на сомнения. Хотя, если земля обрабатывается – уже хорошо. Не усматривается пока никаких перспектив развития. И лукаво убаюкивающее определение не вяжется с идущими на сельских территориях процессами. Зачем эта игра слов и подмена понятий?

Процессы, происходившие в агропромышленном комплексе района, тоже ведь называли развитием. И «развили» — дальше некуда! Колхозы (почти все) развалились, фермеры тоже потихоньку переводятся, предприятия переработки порушены. Моя коллега иронично-язвительно говорит о моей причастности, как работника сельхозотдела редакции. Однако я и остался в «штрафбате» (районные газеты называют штрафбатами российской печати), о чем нисколько не жалею. А некоторые из специалистов, которые длительное время находились с нами в одном здании и непосредственно осуществляли развитие (да так активно, что сельского хозяйства у нас осталось ощутимо меньше, чем в соседних районах) – получили достаточно высокие ответственные должности. Чтобы чего? Использовать свой богатый опыт в более широком масштабе?

Нам ли не знать о развитии районной газеты? На сей счет программы тоже составлялись, с постепенным увеличением финансирования. Что, собственно говоря, было бы закономерным – инфляция, рост цен на бумагу, увеличение типографских и почтовых расходов. Про зарплату уже не говорю – нет слов! Но вместо увеличения финансирование постепенно срезали почти в два раза. В какой форме это делалось иногда – тоже интересно. Тема отдельного разговора. Не думал, что дело до такого дойдет. Однако же дошло. Доразвивали – еле-еле душа в теле. Областная администрация – второй учредитель газеты – поддерживает ощутимо, держит планку, а то бы даже на плаву не удержаться. Району же газета нужна больше – поток материалов из администрации для публикации в конце прошлого – начале нынешнего годов свидетельствует об этом. Мы с коллегами неоднократно на разных уровнях пытались привлечь внимание к газетным проблемам. И вроде бы слушают, но… не слышат! Это еще одна особенность нынешнего времени, в дополнение к той, что упадок именуется развитием. Значит, при Брежневе был застой, а сечас развитие? Вам самим-то не смешно, ребята?

Для начала было бы неплохо оперативно реагировать на накапливающиеся у людей проблемы, о которых они рассказывают в телефонных разговорах или непосредственно приходя в редакцию (по пятницам за газетой к нам приходят по несколько десятков человек, и мы не можем отгородиться от них даже под предлогом коронавируса). Только так и можно «вырулить» на правильную дорогу.

P.S.: в прошлое воскресение дорогу, о которой шла речь в первой части статьи, почистили. И хотя прогнозы синоптиков о больших снежных заносах у нас не оправдались, и снега на дороге оказалось несоизмеримо меньше, чем на декабрьских и январских выходных, такое дело можно только приветствовать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

25