Меню
16+

Газета «Сельская новь»

28.03.2022 08:59 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 25.03.2022 г.

Воспоминания трогают душу

Автор: Т. Звездина

Прочитала в «Сельской нови» статью «Путешествие в краснохолмское детство». Очень добрая, берущая за душу, статья. Тем более человек живет не здесь, и воспоминания о детстве очень дороги. Малая родина всегда в твоем сердце. А я местная. Вся моя сознательная жизнь связана с Красным Холмом. И вот эта статья навеяла много воспоминаний о том, что было, и что безвозвратно ушло. Так и вспоминаются слова из песни: «И куда ушло все это! Не было и нет ответа…».

Начальная школа. Деревня такая Дымцево, в полутора километрах от нашей. Мои родители были железнодорожники. В основном, конечно, на железной дороге работал отец. Мать часто болела. И вот в школу сначала по железной дороге, а потом — поле засеянное. Посреди поля — узкая тропинка. Идешь, а тебе колоски кланяются. Среди колосков выглядывают синие васильки и белые ромашки. И почему-то в памяти всегда солнечные дни. А сейчас, в основном, в полях «часовые родины стоят» — непобедимые заросли борщевика, и школы в деревне Дымцево нет, и деревня почти пустая. Сиротливо стоят дома, как бы стыдясь выбитых окон, открытых две-

рей.

В пятый класс уже ходили в город, до вокзала пять километров опять же по железной дороге и в холод, и в зной, и в дождик проливной. А с вокзала, если повезет, на автобусе до центра (автобусы по городу раньше ходили регулярно), ну, а не повезет, пешком до школы. Мимо райвоенкомата, здание которого сейчас стоит с выбитыми стеклами в окнах, магазина № 7 (в народе называли «седьмой»), сейчас там жилой дом. По ул. Льва Толстого был еще магазин, называли его «железнодорожный». Почему так — не знаю. Сейчас на этом месте тоже жилой дом. Идешь мимо молзавода. Был — и нету. Кинотеатр «Октябрь» — здание есть, кинофильмы там не показывают. У него совсем другое назначение. Восемь классов я закончила в школе № 2, а девятый и десятый – в школе № 1. Какие были замечательные учителя! Все, кто учили меня, ушли в мир иной. А 11-й класс заканчивала в вечерней школе, пришлось идти работать. У родителей нас было трое, как уже отмечала, отец, в основном, работал один. Здоровье матери было подорвано в молодости, когда в военное время молодых девушек отправляли рыть окопы. Голод, холод – все это имело свои последствия.

Вот и поступила я в 16 лет на работу в типографию. Работала. Заочно училась, из типографии и ушла на пенсию. Замужество. Дети. Трудно было. Но жаловаться не умели. Работали. Праздники отмечали. Воспоминания, воспоминания... Мы, девчонки, на обед бегали в столовую сельхозтехникума, здание которого стоит на углу Октябрьской улицы, напротив Дома детского творчества (бывшего агропромбанка). А студенты жили на 2-ом этаже наших каменных корпусов, где теперь расположены совсем другие организации. Построили новое здание техникума, новое общежитие. А где студенты? Льнозавод. Такую отгрохали «махину», а теперь что? Одни развалины.

Сельхозтехника, сельхозхимия, райпотребсоюз, комбинат бытового обслуживания, трикотажное ателье… Сколько же предприятий кануло в лету?! В деревнях были медпункты, школы, дома культуры. Дома культуры, правда, не все закрылись, есть и действующие.

Типография. Я работала на выпуске газеты. Газета выходила три раза в неделю, и тираж был не полторы тысячи, в 4 раза больше. Это я к тому, что и население города и района в целом было в разы больше. Молодежь покидает свой город, многие работают вахтовым методом. Городок наш становится городком пенсионного возраста. Здание типографии стоит, 1/4 площади занимает редакция газеты. А в памяти всегда и коллектив типографии — ранее работавший, и бывшие работники редакции. За сорок лет совместной работы столько людей прошло, разных судеб, разных характеров. Спасибо судьбе за то, что эти люди были в моей жизни!

Все мы родом из детства. Оттуда, где были папа, мама, и я, бабушка (дедушку я не знала), братик, сестренка, где, кажется, и солнышко светило по-другому. И это никогда не забудется, будет жить в душе. Будет жить, что тебя окружало и в более взрослой жизни. Плохое оно или хорошее, но это твоя жизнь, твоя память, твоя грусть по ушедшему безвозвратно. Вот так разворошила память выше-

упомянутая статья Зерновой Василисы. Написав все это, ни в коем случае не умаляю того положительного, что есть в настоящее время. Времена меняются, жизнь течет по другому, но много хорошего, что было в прошлом, хотелось бы вернуть в настоящее время. Но, увы! Время назад не повернуть. А в настоящий момент счастье бабушки — это внуки и правнуки. Да хранит их Господь, в их лице и все подрастающее поколение.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

25