Меню
16+

Газета «Сельская новь»

06.03.2023 09:27 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 03.03.2023 г.

Артур Федорович Бинерт, аптекарь и благотворитель

Автор: Н. СВЕЧНИКОВА, г. Санкт-Петербург.

Наш рассказ о человеке, родившемся далеко от Красного Холма, но прожившем здесь большую часть жизни и сделавшем много доброго для краснохолмцев. Это А. Ф. Бинерт (1845-1910), провизор, содержатель аптеки, общественный деятель и благотворитель. Его имя почти забыто. Мы отыскали разрозненные сведения о нем и собрали их воедино.

Содержатель вольной аптеки

На трех открытках начала ХХ в. с видами Красного Холма запечатлен дом с вывеской «Аптека». На двух из них написано, что это аптека Бинерта. Недвижимое имущество дворянина А.Ф. Бинерта в списке избирателей 1907 г. оценивалось не менее чем в 300 рублей. Аптека размещалась на первом этаже его собственного дома на углу Шамшевой и Клад-бищенской улиц. Это здание сохранилось, но узнать его трудно. В советское время в нем располагались детский сад и интернат средней школы № 1. Сейчас в доме находится Комплексный центр социального обслуживания населения. Его адрес: ул. Красноармейская, д. 73/21.

По «Российским медицинским спискам» и другим источникам мы восстановили имена краснохолмских провизоров с сер. XIX в. до 1917 г. Обычно владельцы аптек не задер-живались в городе надолго. Только А.Ф. Бинерт жил и работал здесь без малого 40 лет. Артур Федорович был немцем, лютеранином и происходил, по всей вероятности, из династии остзейских (прибалтийских) аптекарей. В 1872 г. он окончил курс провизора и уже в 1873 г. стал содержателем вольной аптеки в Красном Холме, сменив здесь своего предшественника, провизора Шабловского.

Вольными назывались частные аптеки, обеспечивавшие население лекарственными средствами по установленной городом или земством таксе. Жизнь и здоровье многих краснохолмцев поддержали лекарства из аптеки А.Ф. Бинерта. К каждому из них прилагалась сигнатура — бумажный ярлык, на котором писали название, время приготовления, состав и порядок приема лекарства, а также фамилии пациента, аптекаря и врача. В краснохолмском краеведческом музее сохранились сигнатуры аптеки Бинерта. Две из них выданы в 1900 и 1906 гг. на лекарства, прописанные доктором Л.А. Мясниковым; третья — в 1909 г. — на лекарство, прописанное доктором В.Д. Исполатовским. На последней сигнатуре есть изображение здания аптеки, такое же, как на открытке В.М. Веселаго, снятой в том же 1909 г. Возможно, Бинерт использовал для оформления бирки готовый снимок фотографа или сам заказал ему фотографию здания своей аптеки. Помимо прочего, на полях сигнатуры нашлось место для рекламы натуральных минеральных вод Боржоми, оптических товаров (очков и пенсне) и парфюмерии, продававшихся в аптеке.

В 1890 г. «Тверские губернские ведомости» сообщили, что, согласно резолюции Врачебного отделения губернского правления, содержателю краснохолмской вольной аптеки провизору Бинерту выдан билет на проезд и пребывание в г. Москве с 1 июня по 1 августа. Цель поездки в газете не уточнялась.

Обычно провизоры работали не в одиночку, а с помощниками или учениками. В первый же год пребывания Бинерта в Красном Холме от чахотки скончался его ровесник, помощник аптекаря, немец Густав Густавович Лакс. В 1898-1899 гг. аптекарской помощницей стала женщина, что было редким и передовым явлением по тому времени.

В 1910 г. А.Ф. Бинерт умер. Аптеку унаследовала его вдова Татьяна Васильевна, а временным управляющим стал аптекарский помощник Э.Д. Носовский. В 1912 г. аптека Бинерт перестала существовать. Должно быть, вдова продала ее прибывшему в город провизору М.М. Гольденбергу.

Председатель общественного собрания

А.Ф. Бинерт вошел в историю Красного Холма не только как провизор и содержатель аптеки. Много времени он посвятил общественной деятельности. В 1898 г. был утвержден устав краснохолмского общественного собрания, созданного с целью «доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою». Газета «Тверские губернские ведомости» описала одно из его мероприятий: «в воскресенье была устроена елка для детей в краснохолмском общественном собрании. Инициатор — председатель совета старшин Артур Федорович Бинерт». Собралось 130 детей и 200 взрослых, в том числе из уезда. После ухода детей состоялся бал, на котором играл духовой оркестр из Кашина.

Благотворитель

В 1900 г. та же газета сообщила, что Бинерт направил в местное управление Российского Общества Красного Креста 4 рубля в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке. Много это или мало? Для сравнения отметим, что на 1 рубль в то время можно было купить 10 пудов пшеницы или 4 пуда картофеля.

В 1901 г. в Красном Холме учредили общество вспомоществования нуждающимся учащимся в городском училище, членом которого стал и вплоть до своей смерти был А.Ф. Бинерт. Его благотворительная деятельность не ограничилась городским учебным заведением. В 1899 г. на свои средства он построил в деревне Глебени новое помещение школы с обширными классами и квартирой для учителя. До этого школа размещалась в тесной сырой избе, квартиры для учителя не было

вовсе.

По ходатайству Бинерта, Глебенская школа была преобразована в двухклассное министерское училище. В 1900 г. в газете «Северный край» вышла заметка об открытии этого учебного заведения. В ней говорилось: «1 сентября в 4-х верстах от города в деревне Глебени открыто двухклассное министерское училище. Нельзя не радоваться этому молодому учреждению, единственному в своем роде во всем Весьегонском уезде; нельзя также не изъявить искренней благодарности и устроителю этой школы А.Ф. Бинерт, состоящему ее попечителем. Только благодаря его заботам и трудам оно достигло своего настоящего положения министерского училища». Торжество было скромным: молебен, на котором пел детский хор, да речь школьного законоучителя. Присутствовали краснохолмский городской голова Л. А. Мясников, попечитель школы

А. Ф. Бинерт, два педагога, Н. П. Полосухин, работавший в этой школе ранее, и др. Прием учеников начался на следующий же

день.

Попечитель

Глебенского

училища

Бинерт стал бессменным почетным попечителем Глебенского училища и к своим обязанностям отнесся с должной ответственностью. В сентябре 1910 г. он подал в Весьегонскую земскую уездную управу заявление «об усилении комплекта учащих за счет земства». В нем говорилось: «количество учащихся в Глебенском 2-классном Министерства Народного Просвещения училище достигло на 18 сентября сего года 208 человек…, из этого числа на 1 класс училища на двух преподавателей приходится 163 человека, что в среднем составляет 82 человека на одного преподавателя, а это значительно превосходит установленную Земством в уезде норму». В связи с этим, Бинерт просил Весьегонское Уездное Земское Собрание назначить в училище четвертого учителя. Это повысило бы качество учебного процесса и дало возможность местным крестьянам обучать всех своих детей, без отказа в приеме. Однако земская комиссия прошение отклонила, поскольку в смете на 1911 г. в пользу Глебенского училища уже была ассигнована сумма в размере 175 р.

Ходатайство Бинерта датировано сентябрем 1910 г. Оно было написано незадолго до его смерти. Похоронили Артура Федоровича на краснохолмском кладбище. К сожалению, ныне его могила заброшена. Сохранился лишь фрагмент каменного надгробия с простой надписью «Артуръ Федоровичъ Бинертъ» и датами рождения и смерти.

Супруги-

благодетели

В Российском государственном историческом архиве хранится дело «Об утверждении в должности почетной попечительницы в Краснохолмском женском училище дворянки Татьяны Васильевны Бинерт» (1885 г.). После смерти А.Ф. Бинерта его вдова продолжила заниматься благотворительностью. Во время Первой мировой

войны она участвовала в работе краснохолмского Комитета для изготовления белья и теплой одежды для дейст-вующих армий, жертвовала вещи на благотворительную лотерею. В отчете Комитета, например, написано: «Поступило пожертвований… Т.В. Бинерт 6 пар напульсников, 10 пар наушников, 2 шар-

фа».

Благотворительная деятельность супругов Бинертов получила при их жизни высокую оценку. За отличное усердие и особые труды по ведомству Министерства народного просвещения Артур Федорович был пожалован орденом Святого Станислава III-й степени. В Глебенском училище решено было повесить портрет благодетеля-попечителя. За оказание временной помощи пострадавшим от военных бедствий Татьяна Васильевна была награждена золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Андреевской ленте.

После Октябрьской революции дом Бинертов продолжил служить делу народного образования и социального попечительства. Добрая память о благодетельных людях не должна исчезнуть. Это было бы неправильно и несправедливо.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

49