Меню
16+

Газета «Сельская новь»

10.05.2023 10:52 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 05.05.2023 г.

Как нам «открывалась» война...

Автор: В. Солунин

…С вынутой из альбома фотографии смотрит мальчонка ростом «метр с кепкой», но с автоматом ППШ в руках. Сколько тут мне? Не больше пяти-шести лет, а уже с «оружием», разумеется, изготовленным отцом из дерева.

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло пару десятков лет, мирная жизнь налаживалась стремительно, и наше детство протекало безоблачно, беспечно и счастливо. Родители, хватившие военного лихолетья и хотевшие для нас лучшей доли, трудились на общественных работах, вели подворье, сажали огород и огромную «плантацию» картофеля… Конечно, по мере взросления мы стали помогать им больше, но и на игры, шалости и гулянья времени хватало. Летом – играли в футбол, лапту и

т. д., купались (в жару просто не вылезали из омута на речке Ремяске), ловили рыбу, ходили, по доброй воле, за грибами и ягодами (бывало, за несколько километров), вечерком наведывались в чужие огороды за яблоками, хотя запретный плод не всегда оказывался сладок, но испытание на храбрость тоже чего-то стоило. Зимой играли в хоккей, носились на санках и лыжах с крутых горок, делали стукалки и жгли масленицу.

И все же одной из самых увлекательных была игра «в войну». У каждого из деревенских ребят имелся целый арсенал «оружия»: пистолеты, автоматы, мечи, луки и стрелы. С нами особенно не проводили бесед, не изводили нравоучениями, не записывали в патриотические организации, но мы с малых лет знали, что можем гордиться своей страной — Советским Союзом, победившим фашизм. Но в то же время осознавали, какой ценой завоевана Победа, и сколько воинов полегло на поле брани. Постепенно знания накапливались: книги, фильмы по телевизору, занятия в Утеховской школе. Когда нас перевели из начальной школы в основное здание, оказалось, что окна нашего класса выходят в сквер, где был установлен памятник «Скорбящая мать». На плите, над которой она склонилась, были выбиты воинские звания и фамилии летчиков, погибших во время полета, видимо, при возвращении на аэродром в Туркове. У памятника в Дни Победы проходили митинги, где присутствовали ученики и учителя всей школы. Надеюсь, что это добавляло хорошие «зерна» в души пусть не всех, но многих. Место падения самолета нам было известно, и когда в расположенный там песчаный карьер приехал экскаватор, кто-то попросил тракториста покопать… Достали двигатель, парашют и еще много интересных вещей. Но, по решению милиции и военкомата, все было закопано на большую глубину и выровнено…

Уже в 90-е годы оказалось, что приводить в порядок памятник, на котором образовались трещины, некому: как часто бывает – одни кивали на других… Теперь на этом месте небольшой скромный обелиск со звездочкой, а сама Утеховская школа, которая признавалась, по итогам конкурсов лучшей восьмилетней школой страны, — словно после бомбежки…

«Нет в России семьи такой…» — поется в песне из кинофильма «Офицеры». Среди наших близких родственников

войну прошли: мой дед, Петр Демьянович Летучев, рядовой, пехотинец, получил легкое ранение; его брат, Иван Демьянович (видел только на фотографии) воевал в небе, летчик, жил в Ленинграде; сводный брат отца Василий Павлович — пропал без вести; родной брат отца – Павел Павлович — тоже летчик, летал на тяжелых самолетах, после войны служил на Камчатке, Выползове Бологовского района; самого отца призвали 17-летним на территорию, где велась война с Японией; сестра отца Анна Павловна – пережила блокаду в Ленинграде и писала своим родителям на старой открытке (сохранилась), что у нее «все хорошо». Тетушка и крестная матери Серафима Ивановна Голосова потеряла во время войны мужа и ребенка (врачи не смогли оказать квалифицированную помощь), дошла до Берлина, жила в Москве. Она-то в один из моих приездов и подарила мне книгу «Штурм Берлина». Эта книга воспоминаний, писем, дневников участников боев за Берлин была выпущена военным издательством Министерства Вооруженных Сил в 1948 году. Открывается она красочным портретом

И. В. Сталина. Она начала создаваться в первые же дни после Великой Победы. Авторы ее – солдаты, старшины, сержанты, офицеры и генералы. Они писали о том, что каждый из них делал, видел, думал, чувствовал, переживал, штурмуя Берлин. На внутренней стороне обложки воспроизведены подлинные записи, сделанные нашими воинами на стенах поверженного Рейхстага. Здесь есть в красной рамке надпись «Великому Сталину Водрузившему знамя над Рейхстагом Ура! Саранск-Берлин л-т Горхов Н. Н. (сохраняю орфографию оригинала – В. С.).

Еще надписи на обложке книги: «Я начал поход – Керч-Сталинград и пришел в Логово Зверя, т/е Берлин. Зверев А. К. 11.5.45 г.». «Мы из колхоза. Рязань. Сухарев», «За кровь земляков-никопольцев, москвичей, орловцев, тамбовцев, орехово-зуевцев мы отомстили. Майор Буланыш В., майор Шеленков, майор Якунин, капитан Симанова, ст. л-т Свиридов».

В записях, опубликованных в книге, чувствуется дыхание, искренность того времени. На 76-й странице строки старшего сержанта В. Черемухина: «Мы проснулись от гула орудий и сразу поняли, что этот гул возвещает о начале штурма Берлина. Бойцы говорили, что такой канонады они еще в жизни не слышали». А на 208-й странице вклеен «Листок-молния»: «Прочти и передай товарищу» — гласит рекомендация мелким шрифтом. Крупно портрет солдата со знаменем и призыв: «Водрузим над Берлином Знамя Победы». На 418-й странице Герой Советского Союза сержант М. Егоров, тот самый, который вместе с Кантария, водрузил Знамя Победы над Рейхстагом, рассказывает о том, как это было. Рассказывает обыденно, как сквозь черный дым карабкались на крышу, где рвались снаряды, как искали место, «куда же знамя поставить, чтобы на весь Берлин видно… Поднялись на самый верх, выше некуда. Привязали покрепче знамя чехлом и спустились вниз...» (чехлом потому, что забыли взять веревку, чтобы прикрепить знамя – авт.).

Конечно, то героическое время надо вспоминать, время, когда патриотизмом особо не щеголяли, он «жил» где-то в душе, и уж, конечно, не возводили себя в патриоты, сидя у телевизора. Что касается «фронтов» нашего детства, той, к счастью, бескровной и не влекущей потерь «войны», вернее ее инсценировки, когда с такой энергией и так искренне штурмовали «вражеские» рубежи, затрачивая немало сил, то меня все чаще посещает мысль: мы уже тогда «навоевались…». Похоже на шутку? Но ведь и долю истины, «заложенную» в каждую шутку, никто не отменял?!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

15