Меню
16+

Газета «Сельская новь»

20.04.2020 09:40 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 17.04.2020 г.

Без вести пропавшие

Автор: А. СМИРНОВ,

В скором времени мы будем отмечать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Не счесть того горя и страданий, выпавших на нашу страну. Да и не только она испытала на себе все тяготы военного лихолетья, а многие государства Европы и Азии в полной мере ощутили на себе тяжесть того, что принесла война, развязанная фашистской Германией. Материальные потери были огромными, но самое страшное то, что война унесла миллионы человеческих жизней. Многое было сделано, да и сейчас делается, чтобы установить имена всех, кто сгинул в этой пучине войны.

Есть известное изречение, что пока не похоронен последний солдат – война считается незаконченной. И большое спасибо поисковым отрядам, которые занимаются розыском тех, кто оставался за чертой признанных погибшими на полях одной из самых страшных войн многих веков существования российского государства.

И одной из категорий , если так можно назвать, являлись солдаты и офицеры, которые были признанными как «пропавшие без вести».

Количество пропавших без вести по различным источникам во многом разнятся, и разница очень велика. По некоторым сведениям их около пяти миллионов, по другим — три с половиной. Сама по себе эта разница цифр изумляет: какое же равнодушие к человеческой жизни – миллион больше, миллион меньше.

Мы привыкли к собственному равнодушию. Но одно дело – абстрактные миллионы, и совсем другое – реальные жизни. А ведь уходили на войну молодые мужики. Покидая родные места, возможно в последний раз обнимали своих матерей, отцов, детей и односельчан, а также оставляя для них надежду, что вернутся в родной дом.

И вот мой дядя Добронравов Михаил Иванович, 1924 года рождения, уроженец д. Овинищи Овинищенского района Калининской области, после окончания Дмитровской школы в 1940 году уехал в г. Ленинград и поступил в техникум. В 1941 году Ленинградским горвоенкоматом он был призван на военную службу. Со слов моей бабушки, службу проходил в аварийно-восстановительном батальоне. В начале 1942 года бабушка получила письмо от него, что находится на излечении в госпитале Красного Села. Это было последнее известие от него, и вплоть до июля 1944 года о дяде никаких известий не было. В июле 1944 года моя бабушка получила извещение о том, что ее сын Добронравов Михаил Иванович, 1924 года рождения, находясь на фронте, пропал без вести в 1941 году. А в Книге Памяти по Весьегонскому району, в который входил в свое время Овинищенский район, имеется запись, что Добронравов

М. И., 1923 года рождения, умер в феврале 1942 года. То есть даже в наше время есть много несоответствий тому, что было на самом деле. Проведенные мною поиски этого несоответствия пока ни к чему не привели. Но восстановление справедливости продолжаю.

Обращения в архив Министерства обороны г. Подольска Московской области остались теми же, что «пропал без вести». По всей видимости «система засекречивания» отдельных периодов существования нашего государства в тот или иной период наложила свой отпечаток и на такой свое-образный и по человечности не совсем благовидный штрих в истории. Гриф «секретности» по отдельным сведениям существовал для лиц, «без вести пропавших», до 2006 года. Тайну хранили 60 лет. И вот вопрос – от кого? От матерей, жен, отцов и детей. А была ли в этом необходимость?

Кажется можно это все оправдать тем, что неучтенных было огромное количество, иногда ротами погибали вместе с командирами и некому было составить рапорт о потерях, иногда уходили в разведку без документов и не возвращались.

Те, кто занимается сегодня захоронениями в местах больших боев, рассказывают, как часто останки находят без всяких опознавательных знаков (медальоны были далеко не у всех, их то вводили, то отменяли, а книжка красноармейца, если она и была, истлевала быстро).

А их дети-сироты так и не узнали, что случилось с отцом. Их жены не понимали — вдовы ли они, матери не знали за здравие или за упокой ставить свечку.

Правда для того, чтобы пропавшего без вести сочли погибшим, нужно обратиться в суд с заявлением и в качестве доказательства приобщить извещение из военкомата о пропавшем без вести на фронте, и тогда суд признает факт смерти. Некоторые, кстати, обращались, чтобы иметь право сказать, что их отец, сын или дед погиб на Вели-

кой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

А сколько наших соотечественников погибли в фашистских концлагерях до настоящего времени точно не установлено. Ведь о погибших в концлагерях, как и в советских колониях и трудовых батальонах НКВД, родственникам не сообщали.

2020 год в России объявлен годом памяти и славы. Было бы правильно в честь этого события хотя бы подсчитать наши потери. Пока в стране существуют призраки, официально не признанные погибшими, странно так громко гордиться своей памятью.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

31