Меню
16+

Газета «Сельская новь»

20.02.2014 10:02 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13-14 от 18.02.2014 г.

Главный военно-морской врач

Имя родившегося в г. Красный Холм академика А. Л. Мясникова, всемирно известного кардиолога, организатора медицинских исследований и врача-терапевта, единственного отечественного ученого, награжденного престижной международной премией «Золотой стетоскоп», достаточно хорошо известно жителям Краснохолмского района, которые могут гордиться наличием среди своих земляков этого замечательного человека.

Об основных этапах его жизненного пути весьма интересно рассказывают материалы развернутой в городском краеведческом музее постоянной экспозиции, среди которых обращает на себя внимание фотография Александра Леонидовича в форме полковника медицинской службы, сделанная в 40-е гг. и свидетельствующая о нахождении его в тот период на действительной военной службе в рядах Военно-морского флота СССР.
Начало флотского этапа жизни А. Л. Мясникова приходится на 1938 г., когда он, уже доктор медицинских наук и офицер запаса (в звании «бригадный врач»), после шестилетнего пребывания в Новосибирске и работы в местном Институте усовершенствования врачей, а также в НИИ гигиены и санитарии, возвращается в Ленинград, где по конкурсу избирается заведующим кафедрой факультетской терапии 3-го Ленинградского медицинского института и одновременно в качестве профессора приступает к чтению лекций и проведению практических занятий на Военно-морском факультете при 1-м Ленинградском медицинском институте им. И.П.Павлова. По окончании института выпускники этого факультета получали воинские звания и направлялись для прохождения действительной службы на корабли и береговые учреждения ВМФ.
В процессе подготовки к лекциям и занятиям Александр Леонидович глубоко исследовал особенности службы личного состава на надводных кораблях и подводных лодках, заключающиеся в длительном пребывании в замкнутом пространстве, частых перепадах атмосферного давления и окружающей температуры, влиянии на организм человека магнитных и электрических полей высокой напряженности, повышенного содержания во вдыхаемом воздухе вредных примесей, а также в возможности возникновения декомпрессионной (кессонной) болезни, баротравмы легких и быстрого распространения инфекционных заболеваний. В ходе этой работы ему пригодился практический опыт, полученный в 20-е гг. в Ленинграде, когда он, помимо медицинской практики, подрабатывал страховым консультантом и изучал условия труда на заводах и фабриках города. Высокий уровень знаний в области профессиональных заболеваний был достигнут
А. Л. Мясниковым, кроме того, во время работы в Новосибирске (1932-38 гг.), где он проявил себя как блестящий специалист, способный детально разобраться в причинах возникновения редких или ранее неизвестных патологий и предложить пути их лечения.
В 1940 г., в связи с реализацией в СССР крупномасштабной кораблестроительной программы и возникновением необходимости наращивания возможностей медицинского обеспечения сил флота, Советское правительство одобрило предложение Народного комиссара ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова об образовании на базе 3-го Ленинградского медицинского института и Военно-морского факультета 1-го Ленинградского медицинского института им. И. П. Павлова первой в мире Военно-морской медицинской академии (ВММА). Решением специально созданной комиссии, занимавшейся отбором кандидатов на руководящие посты в новой академии,
А. Л. Мясников был рекомендован для назначения начальником кафедры факультетской терапии с присвоением звания «полковник медицинской службы».
На этой должности Александр Леонидович находился весь период своей флотской службы, вплоть до 1948 года. С началом Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, он, помимо основной работы в академии, занимался оказанием медицинской помощи населению и личному составу частей, оборонявших город. После эвакуации ВММА из Ленинграда, продолжил эту деятельность в г. Кирове, где был открыт крупный военно-морской госпиталь, обслуживавший Северный флот и Ладожскую военную флотилию.
В сентябре 1942 г. командование Военно-морского флота приходит к необходимости организации единой системы терапевтической службы, способной кардинально повысить эффективность оказания медицинской помощи личному составу кораблей и береговых частей. Таким образом, в дополнение к уже имевшейся на флоте должности главного хирурга ВМФ (с 1939 г. – генерал-лейтенант
Ю. Ю. Джанелидзе), был учрежден пост главного терапевта, на который и был назначен 29.9.42 г. полковник Мясников.
Помимо продолжившейся работы в ВВМА, он совмещал новую должность с руководством терапевтической подсекцией Ученого совета при начальнике Медико-санитарного управления ВМФ (генерал-майор Ф. Ф. Андреев), что способствовало решению целого ряда практических вопросов, в том числе и по разработке Положения о Главном терапевте ВМФ, определявшем его обязанности и права, порядок подчиненности и ответственность, а также по налаживанию лекарственного обеспечения и назначению главными терапевтами действовавших флотов наиболее квалифицированных специалистов (Краснознаменный Балтийский флот – профессор
Г. А. Смагин, Северный флот – проф. Б. Н. Рубинштейн, Черноморский флот – проф. М. Я. Ясиновский). В начале 1943 г. Александр Леонидович выступил с программной статьей «О работе терапевтов в военное время на флоте», опубликованной в журнале «Военно-морской врач» и оказавшей значительное влияние на успешное формирование эффективной системы оказания терапевтической помощи.
Наиболее полно и объективно проделанная А. Л. Мясниковым работа на посту Главного терапевта ВМФ оценена в одной из аттестаций, имеющихся в его личном деле, хранящемся и по сей день в Центральном военно-морском архиве (г. Гатчина, Ленинградская область): «Глубоко образованный и прекрасно подготовленный специалист-терапевт. Обладает умением организовать работу в большом врачебном коллективе. Активно участвовал в разработке и составлении руководящих документов по лечебному обеспечению ВМФ. Продуктивен в создании нужных руководств и справочников для медицинских командиров ВМФ. В течение
1942 г. посетил все госпитали
действующих флотов и много кораблей и частей, оказывая
реальную практическую помощь, инструктируя по вопросам терапевтической специальности».
Помимо чисто организационной деятельности, Александр Леонидович достаточно часто занимался и сугубо лечебными вопросами. Так, осенью 1943 г., когда в Туапсе был серьезно ранен заместитель народного комиссара ВМФ адмирал И. С. Исаков, он, вместе с главным хирургом ВМФ Ю. Ю. Джанелидзе, был срочно направлен на Черное море в г. Сочи, где раненому была проведена ампутация нижней конечности, но возникла реальная угроза общего заражения крови (сепсиса) и смерти. Поскольку вопрос о лечении адмирала находился на контроле в Кремле и врачам приходилось практически ежечасно докладывать в Москву о состоянии раненого, А. Л. Мясникову пришлось проявить незаурядное мужество и смелость в назначении тех или иных лекарственных средств и в проведении мероприятий по преодолению посттравматического шока. Сегодня трудно сказать, что окончательно спасло И. С. Исакова — или направленная ему телеграмма за подписью
И. В. Сталина и Н. Г. Кузнецова со словами: «Не теряйте мужества. По мнению врачей, Вы можете выздороветь… В случае трагического исхода лучший эсминец Черноморского флота будет назван «Адмирал Исаков» — или же назначенные ему Александром Леонидовичем лекарства, а также коньяк повторно и в изрядных дозах, но раненый окончательно поправился и еще долгие годы служил на руководящих должностях в системе ВМФ и Морского флота СССР.
За организацию терапевтической службы на флоте и за успешную деятельность во время Великой Отечественной войны полковник Мясников был награжден орденами «Красного знамени», «Красной звезды» и несколькими медалями. Но основной итог его деятельности в тот период наиболее емко характеризуется тем, что 95 процентов раненых и больных, находившихся в медицинских учреждениях ВМФ, были возвращены в строй и продолжили сражаться с врагом.
В 1946 г., в связи с реорганизацией Наркомата ВМФ и вхождением его в единый Наркомат (а затем и Министерство) Вооруженных сил, должность Главного терапевта ВМФ была упразднена, но Александр Леонидович продолжил свою работу в Военно-морской медицинской академии, где добился новых успехов в научной и педагогической деятельности. В очередной аттестации (за 1947 г.) он был признан «вполне соответствующим занимаемой должности и по своей квалификации заслуживающим присвоения очередного воинского звания «генерал-майор медицинской службы».
Однако получить это звание ему не пришлось. В первой половине 1948 г. он, будучи избранным действительным членом Академии медицинских наук СССР, принимает предложение нового министра здравоохранения Е. И. Смирнова (бывшего начальника Главного военно-санитарного управления ВС СССР) возглавить Институт терапии АМН в Москве и увольняется с военной службы. По свидетельству современников Александра Леонидовича, он, столкнувшись в столице с бюрократизмом и чиновничьим произволом, неоднократно жалел о принятом решении об уходе с флотской службы, ставшей одним из наиболее плодотворных и успешных периодов его жизни.
В 1999 г., в связи со 100-летием со дня рождения Александра Леонидовича, Главное военно-медицинское управление Министерства обороны РФ, практически единственное из российских ведомств, широко отметило эту дату, специально издав объемный сборник материалов «Академик А. Л. Мясников», содержащий его подробный биографический очерк, выдержки из рукописи «Моя жизнь», стенограммы выступлений, а также воспоминания современников. В том же году, в Санкт-Петербурге, на борту крейсера «Аврора» собрались его ученики, многие из которых стали видными медицинскими специалистами, и в память о своем учителе презентовали монографию «Военно-морская терапия», составленную по материалам научных исследований и лекций Александра Леонидовича и являющуюся настольной книгой корабельных и судовых врачей российского флота.
Г. Перепиляк,
капитан 1 ранга (в отставке).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

459