Меню
16+

Газета «Сельская новь»

23.06.2015 15:24 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 19.06.2015 г.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая...

Автор: В. Чумарина

Она просто ненавидит эту дату — 22 июня 1941 года. 74 года назад в этот день началась война. Самая страшная из всех войн, которые знало до этого человечество. Война у Антонины Петровны Волковой отняла родных – старшую сестру Марию и двух старших братьев – Ивана и Александра, зятя (мужа сестры) и малолетних племянников.

Когда началась война, ей исполнилось 14 лет. К этому времени Тоня Кужлева закончила семь классов Путиловской школы, была в семье самой младшей, поэтому ее оберегали. Но как бы ни жалели свою младшенькую, ей приходилось работать наравне со всеми подростками: копнала сено, поливала огород не только свой, но и колхозный.
Старший брат, Иван, был уже в армии. Служил на Украине.
Страшную весть о начале войны принес отец. Он с утра был в районном центре и там узнал о нападении фашистов. Была объявлена мобилизация. На фронт ушел и средний брат, Александр.
Отца на фронт не взяли — не подходил по возрасту, т. к. было ему под 60. Он остался работать в колхозе.
Каждый день ждали писем с фронта. Семья переживала за старшую дочь Марию, которая вместе с семьей проживала в Бресте. Поскольку этот город граничит с Польшей, на него и легли первые удары немцев. Брест бомбили нещадно, словно хотели стереть с лица земли.
Муж Марии – майор Василий Беляков был на сборах, поэтому семью – жену и троих малолетних детей, вывезти из огненного Бреста не сумел. Старшая сестра Антонины Петровны сама решила выбраться из города. Представляете каково ей было! Без еды, одежды с трехлетним сынишкой и двумя полугодовалыми близнецами она пробиралась к родной границе.
Судьба сестры — боль Антонины Петровны. Она долгое время разыскивала, узнавала, что с ней случилось, вела переписку с жителями небольшого поселка Береза,что в Белоруссии, райвоенкоматом.
Вот ответ березовского райвоенкома, подполковника Бессонова от 15 февраля 1985 г. «Уважаемая Антонина Петровна! Сообщаю, что в результате опроса местного жителя Ольшевской Екатерины Константиновны установлено, что ваша сестра Мария Петровна, проживала с детьми у гр. Позняк Анастасии Ивановны.
В сентябре 1942 г. все они были расстреляны, как семья военнослужащего».
Но этого сообщения Антонине Петровне было мало. Она решила узнать, где же покоится ее любимая сестра. Написала единственному свидетелю, оставшемуся в живых и видевшему зверства фашистов. Жительнице г. Береза Екатерине Константиновне Ольшевской, благо адрес ей написал березовский военком.
Ответ пришел быстро. Письмо большое и теплое. Вот его отрывок: «Уважаемая Антонина Петровна! Я получила Ваше письмо и очень тронута вашим горем. Сердечно Вам сочувствую. У меня тоже много было горя, но что кому скажешь, когда фашисты уже были у нас на второй день войны в 4 часа дня. А раньше хорошо побомбили город.
Я вашу сестру очень хорошо знала. Она до войны недалеко от меня жила. Ваша сестра была вместе с подругой и детьми. Вот жили как могли, кое-что из одежды меняли на еду, мы, как могли, помогали, то крупой, картошкой, хлебом, молоком. Делились, как могли.
В мае 1942 г. немцы сделали для евреев гетто «а», «б». Кто работал, жил в «а», а кто не работал — в «б». И вот 15 мая всех из гетто «б» вывезли в лес в местечко Бронная Гора (это 12 км от города) и расстреляли.
Ваша сестра перешла жить в освободившийся еврейский дом, все-таки не надо платить за квартиру. И там с нашей помощью и жила.
В 1942 г. 14 октября немцы собирают всех, как они называли, семей офицеров (восточных), и также всех наших активистов и выво-зят на Смолярку (это от нас 7 км в сторону Москвы). Там в лесу были приготовлены ямы и их всех положили. Немцы были с собаками. Там была и ваша сестра с детками. Мне это очень тяжело писать и тяжело бередить раны. У меня тоже погибло в этот день много родственников, человек 10.
Уважаемая Антонина Пет-ровна, я очень волнуюсь, слезы застилают глаза, оттого пишу плохо, но кое-как прочитаете. Могилу своей сестры Вы не найдете, там братская могила, где лежат сотни безымянных человек».
Вот так Антонина Петровна узнала о страшной судьбе старшей сестры Маруси и ее троих малолетних детей.
Война отняла у нее и братьев. Иван пропал без вести. С фронта от него не пришло ни единого письма.
Александр был призван в 41-м. Поскольку у него было среднее образование, то Александра направили в артиллерийское училище. Получил офицерское звание. Погиб в феврале 43-го. Ему было всего 20 лет.
Имена братьев занесены в Книгу памяти. Теперь она – настольная книга Антонины Петровны. Когда уж очень «прижмет», то открывает ее и читает (уже наизусть все выучила) вновь и вновь знакомые строчки. На каждой страничке по закладке. Да они и не нужны. По памяти помнит – 247 страница и 300.
Живет Антонина Петровна одна. Муж давно умер. Старший сын тоже, не дожив и до 30 лет. Младший живет далеко от матери –
в другом городе.
Плохо одной. Передвигается при помощи ходунков. «Практически живу в одной комнате – спальне. На улице бываю крайне редко. Вот до чего дожила», — как бы резюмирует Антонина Петровна. Но каждый день заходит в большую комнату, где на серванте стоят фотокарточки близких людей и лежит на столе Книга памяти. Посмотрит на них и вроде легче становится.
Когда писала этот материал, из головы не выходили строки Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…». Именно подлая. Булат Шалвович как нельзя правильно подметил. Она коснулась каждой семьи. «Вымела» из них подчистую мужчин, да и женщины тоже не отставали – уходили на фронт. Антонина Петровна Волкова не единственная, кто лишился в войну своих родных, кто их помнит и чтит память о них. Это еще раз доказала акция «Бессмертный полк», когда родственники несли портреты своих родных, погибших на войне. И непременно в этом полку была бы Антонина Петровна. Если бы могла…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

260