Меню
16+

Газета «Сельская новь»

23.06.2015 16:14 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 19.06.2015 г.

Флагман военной медицины

Автор: Интервью взял Н. Румянцев,
генерал-майор, ветеран боевых действий.

Жеглов Владимир Васильевич, генерал-майор медицинской службы, заслуженный врач Российской Федерации, лауреат премии Москвы в области медицины. Награждён орденами Красной Звезды, «Дружбы», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени. После окончания Военно-медицинской академии семь лет служил на Северном флоте хирургом в лазарете, флагманским врачом отдельной бригады ракетных катеров. Закончив факультет усовершенствования врачей, направлен на Тихоокеанский флот. В течение 13 лет, занимая различные должности, служил во Владивостоке, Совгавани, на Камчатке. Затем снова на Севере уже на посту начальника медицинской службы флота. В середине 80-х в течение семи лет возглавлял медицинскую службу Военно-морского флота.

- Владимир Васильевич, традиционный вопрос: как вы пришли в военную медицину? Не ради любопытства интересуюсь, шутка ли сказать, мальчишка из тверской деревеньки Куднево Краснохолмского района и такой карьерный взлёт. Так и хочется съязвить: по ковровым дорожкам, строевым шагом, без остановок или всё же трудным оказался путь к столь высокой должности.
- Ну и вопросик задали, нельзя ли что-нибудь полегче? Начну, пожалуй, с курьёзного случая. В раннем детстве повредил палец левой руки, он попал в шестерёнку веялки. На второй день мать отвела в сельскую амбулаторию. Пора-зила меня чистота в кабинете, запах лекарств, внимательное отношение фельдшера к моей беде. И тогда я сказал маме, буду врачом, на что она ответила, надо хорошо учиться.
И я старался. В военное лихолетье бегал в школу за пять километров в Лохово, затем учился в Хабоцком. После семилетки окончил фельдшерско-акушерскую школу в Кимрах. Работал в районной больнице в Кесьме. Закончил вечернюю школу и получил аттестат зрелости. Был активным комсомольцем, вступил в партию. Тогда же первый секретарь райкома партии предложил мне должность второго секретаря райкома комсомола. Но я сказал, что хочу стать врачом и подал документы в Военно-морскую медицинскую академию. Меня отпустили с условием: если не сдам экзамены, то приезжаю снова сюда. Но я сдал, прошёл по конкурсу и был зачислен курсантом, хотя на место было более 10 человек.
- Выдержали? Не спасовали?
- Помогла деревенская трудовая закалка, ну и, конечно же, любовь к избранной профессии. После окончания академии без особых душевных волнений поехал служить на Северный флот. По началу хирургом в лазарете отдельной бригады торпедных катеров в губе Долгая западная. Куда ни бросишь взгляд, кругом гранитные скалы и вода.
- Ваши первые впечатления о Севере? Каков он, чему учит?
- Самые противоречивые. С одной стороны, шквальные ветры, обильные снегопады, приличные холода. До большой « земли» только катером. Связь весьма проблематична. Несколько двухэтажных домиков. Тут уж не сбегаешь в театр или ближайшее кафе. Свидание с девушкой разве что во сне. Посёлок «Гранитный» вовсе не значился на карте. С другой, — Север по-своему необычайно красив, привлекателен. В особенности весной, когда сопки покрываются разноцветным ожерельем. Только здесь можно любоваться северным сиянием, почувствовать царство полярной ночи с захватывающими дух контрастами. И самое главное, в чём убедился с первых дней, люди здесь по-особому приветливы, внимательны, службу любили. Бригада надёжно прикрывала главную базу флота с Баренцева моря.
Чему учит Север? – спрашиваете. Самостоятельности. Приходится решать подчас самые сложные проблемы самому. Тут уж не спрячешься за спины других. Надо брать ответственность на себя. Считаю, именно так проходит офицерское профессиональное возмужание. Тогда и уважение придёт в коллективе. А если по большому счёту, и с карьерой будет всё в порядке.
- Кстати, вы лично склонны к карьеризму?
- Крайне отрицательно отношусь к этому позорному явлению. За сорок лет службы убедился: у каждого офицера есть возможность для карьерного роста. Честно, добросовестно исполняй свои обязанности, не перекладывай их на других. Будь внимателен к людям.
Вспоминается, в общем-то, редкий случай в моей медицинской практике. Однажды прибегает ко мне со слезами на глазах медсестра и с порога: Владимир Васильевич, у нас беда, тяжёлые роды, умирает женщина. Помогите. Бегу в лазарет, убеждаюсь, что ситуация критическая. Врач-гинеколог, старшая медсестра застыли в растерянности. И мать, и ребёнок были на грани гибели. Решали секунды. Натягиваю халат, протираю руки спиртом и действиями, как учили ещё в акушерской школе, помогаю ребёнку появиться на белый свет. А вскоре все услышали и голос новорожденного.
Отмечу, малыш, а назвали его моим именем, рос у меня на глазах. По праздникам приглашали в гости на пироги. В семье офицера это был третий желанный ребёнок.
- Поскольку речь зашла о выполнении профессиональных обязанностях, может быть, припомните первую операцию.
- Конечно, помню, хотя и минуло с той поры не один десяток лет. В лазарете раздался телефонный звонок. Сотрудница столовой почувствовала резкую боль в брюшной полости. Вскоре её доставили к нам, обследовали и пришли к выводу: нужна срочная операция. В результате большой потери крови могла в любую минуту наступить смерть.
Такие операции делают обычно в госпитале. Но до ближайшего из них – десятки миль. Отправлять больную катером бессмысленно. Между тем состояние женщины всё ухудшалось. Пульс едва прощупывался, кровяное давление упало. Мне, недавнему выпускнику академии, старшему лейтенанту ещё не приходилось делать подобные операции. Но и медлить нельзя, тем более ошибиться. Началась борьба за жизнь человека. Уже который час стою за операционным столом. Санитарка не успевает вытирать вспотевшее лицо. Нервы напряжены до предела. Действовать приходится осторожно. Трудно далась тогда победа над недугом. Ой, как нелегко вырвать человека из цепких лап смерти. Слава богу, всё обошлось. Молодая женщина вскоре вернулась к нормальной жизни.
- Выходит, службу на Севере, особенно в отдалённом гарнизоне, мёдом не назовёшь. Решая подчас сложные задачи, тут уж не соскучишься, не расслабишься.
- Что правда, то правда. Чуть приболели, люди бегут к доктору. И каждому надо помочь, ободрить, подсказать. Убеждён, лучшей медицинской практики вряд ли сыщешь. За семь лет службы в Заполярье многое постиг, многому научился. Да и в семейной жизни произошли приятные перемены. Женился, через год родился сын.
- Вот об этом чуть поподробнее. Где же вы отыскали свою возлюбленную: кругом скалы и море. Наверное, из Питера выписали?
- Почему из Питера? Местная, точнее архангельская. Скажу, северянки и красотой не обделены, и умом, и характером покруче питерских, а главное – надёжностью и преданностью бог не обидел. Вроде бы вчера познакомились с Тамарой Сергеевной, а вот уже и золотую свадьбу отметили, двух сыновей вырастили, они подарили нам внуков, правнука и правнучку.
- И кто же у вас в семье главный? Тамара Сергеевна?
- С первых дней совместной жизни у нас заведено: все житейские вопросы решаем сообща, в спокойной обстановке, в семье царит уют, понимание, взаимное уважение.
- Владимир Васильевич, первые годы службы на Севере можно назвать вполне удачными. Скажите, что помогало продвигаться по служебной лестнице, преодолевать трудности?
- Не ошибусь, если скажу: особый микроклимат в коллективе. Офицеры, матросы, как на передовой, понимали свою ответственность. Служить кое-как просто нельзя, в том числе и по медицинской части. Мы жили в напряжении, в постоянной боевой готовности, помнили о подвиге своих сослуживцев в годы войны. А гордиться есть чему: 11 Героев Советского Союза значатся в списках личного состава легендарной бригады. Капитан-лейтенант Александр Осипович Шабалин дважды удостоен этого высокого звания. В год 70-летия Победы, хотя бы вкратце, позволю познакомить читателей с замечательной биографией этого отважного офицера. Родился и вырос на Севере, в Архангельской губернии. На флоте с 1936 года. Участник советско-финской войны. С августа сорок первого – командир торпедного катера ТКА-12. В 1944 году потопил вражескую подводную лодку, 4 транспорта и 2 сторожевых корабля противника. За этот подвиг удостоен звания Героя Советского Союза. Второй Звездой Героя награждён в октябре сорок четвёртого за двукратный прорыв группы торпедных катеров под его командованием в порт Лиинахамари (Финляндия) и успешную высадку десанта. После войны он командовал бригадой надводных кораблей, был заместителем начальника штаба Северного флота. В последующие годы являлся заместителем начальника Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. Уволился в запас в звании контр-адмирала. В его честь назван большой десантный корабль на Балтике, рыболовный траулер в Мурманске. На площади Мужества в Североморске установлен на постаменте торпедный катер ТКА-12.
- А как у вас сложилась дальнейшая служба?
- После окончания факультета усовершенствования врачей предложили поехать на Тихоокеанский флот. Не скрою, поскребли кошки в душе, но какие могут быть разговоры – сели в поезд и через 10 суток нас уже встречает Владивосток. Задержался в Приморье на 13 лет. Вначале трудился старшим офицером по боевой подготовке в управлении флота. Немало времени уходило на оформление документов по планированию боевой подготовки медицинских учреждений, проводимых учений. Я познал организацию флотских структур, был в постоянном контакте с начальниками медицинских служб. Перенял многое из стиля работы генерала
П. Горбатых, офицеров
Н. Потёмкина, В. Игнатовича,
М. Портного, Б. Фёдорца.
Через пару лет предложили возглавить медицинскую службу военно-морской базы в Совгавани. Поначалу отказался, посчитав, что на это имею веские причины. Впервые получили отдельную квартиру. Сын пошёл в первый класс. Жена работала на телевидении. Да и у меня грезились другие планы: хотел стать преподавателем. Уже сдал кандидатский минимум, написал ряд статей. Генерал Горбатых выразил неудовольствие и сказал: «Подумайте ещё…»
Вскоре он убыл к новому месту службы. И вопрос о моём переводе сам собой приутих. Но ненадолго. Начальник медслужбы флота, вызвав меня на беседу, настоятельно посоветовал поехать в Совгавань. К тому времени жена уволилась с работы. И мы, посоветовавшись, согласились. Через два года — перевод, правда с повышением, на Камчатку. Ещё через два года – пост заместителя начальника медицинской службы Тихоокеанского флота. С 1978 года снова на Севере, возглавил медицинскую службу флота.
- По большой любви возвратились в места офицерской юности? Чем-то Север притягивает? Или генеральские звёзды замаячили на плечах?
- И да, и нет. О звёздах меньше всего думал, а ответственность, по правде говоря, возросла во много крат. Были успехи и неудачи, поощрения и взыскания, но при этом было удовлетворение от службы. Находил поддержку у командующих флотом адмиралов
В. Н. Чернавина, А. П. Михайловского, И. М. Капитанца. Установились хорошие отношения с начальниками управлений, отделов и служб штаба, полит-управления и тыла. Избирался членом партийной комиссии флота, депутатом городского совета. В отделе поддерживался благоприятный микроклимат. Работали опытные офицеры: Н. Яров, В. Дорошенко, Н. Дубовицкий, В. Степанов, А. Долгов, А. Кузнецов. Они отлично знали своё дело, грамотно исполняли документы, умели анализировать обстановку и подготовить необходимые предложения для принятия решения.
Не секрет, что в восьмидесятые годы на Северный флот поступали самые современные боевые корабли, в первую очередь атомные подводные лодки, авианосцы, крейсера. Наши корабли несли боевую службу во всех морях мирового океана – в Атлантике, Средиземном море, Индийском океане. На медиках лежала особая ответственность. В море оперировали, лечили. У нас появились госпитальные суда. А как важно было предусмотреть полноценный отдых для моряков после многомесячных походов, особенно подводников. Да разве перечислишь всё, чем приходилось заниматься ежедневно, ежечасно.
- В течение семи лет вы возглавляли медицинскую службу Военно-морского флота. Что можете сказать об этом периоде службы?
- В первый год в новой должности часто бывал в командировках в составе групп главкома и его заместителей, ознакомился с состоянием медицинского обеспечения на всех флотах. Подготовили и утвердили у главкома график месячной переподготовки главных медицинских специалистов, особенно врачей подводных лодок и надводных кораблей. Решались и другие важные вопросы организации работы флотских медицинских учреждений, их обеспечения современным оборудованием.
- Страна вступила в год 70-летия Великой Победы. Знаю, что ваши родные воевали на многих фронтах минувшей войны. Расскажите о них.
- Так уж повелось: защищать свою страну – наша семейная традиция. Мой отец Василий Матвеевич воевал в Первую мировую войну, в Гражданскую – защищал молодую советскую республику, в Великую Отечественную – освобождал Ригу, штурмовал Кенигсберг и Берлин. Гордился тем, что оставил свою подпись на рейхстаге. Имеет 14 благодарностей от Верховного Главнокомандующего. Мой старший брат Виктор в семнадцать лет ушёл на фронт. Участвовал в боях пешим разведчиком в стрелковом полку. Трижды был ранен, награждён двумя орденами Красной Звезды.
Три родных брата отца погибли. Иван проходил срочную службу в Брестской крепости. Уже ждали его дома, но случилась большая беда. Склоняю голову перед стойкостью и героизмом защитников крепости. Она не пала, она просто истекала кровью. Пришла похоронка и на второго брата –Константина. Он воевал на легендарном Невском пятачке, который стал символом величайшей самоотверженности защитников Ленинграда. Третий брат Сергей, окончив краткосрочные курсы комсостава, пришёл с Тверской земли в приволжские степи защищать Сталинград. Герои волжской твердыни стояли насмерть. Встали стеной, чтобы остановить озверелого агрессора, преградить ему путь на ту сторону Волги. Сталинград не покорился врагу, не сложил оружия. Горжусь, что среди отважных бойцов, павших в смертельном бою, был и мой дядя Сергей Матвеевич Жеглов.
Традиция защищать Родину передалась и последующим поколениям нашей семьи. Лично я прослужил на флоте без малого сорок лет. Когда мой старший сын Валерий заканчивал десятый класс, поинтересовался, кем он хочет стать. В ответ услышал, что кроме воды и скал он ничего не видел и поэтому подал документы в Высшее военно-морское училище подводного плавания. Проходил службу на атомной подводной лодке на Северном флоте. К нашей общей радости, мой внук Кирилл учится в морском кадетском корпусе. Вполне возможно, что продолжит нашу семейную традицию служить своему Отечеству.
В год 70-летия Победы мне хочется сказать добрые слова о своих коллегах фронтовой поры. Военные медики, значительная часть которых составляли женщины, с достоинством и честью выполняли свой врачебный долг.
Екатерина Илларионовна Михайлова в годы войны была санинструктором 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии. Участвовала во многих боях, диверсионных десантах, освобождая Кавказ и Крым, Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Чехословакию и Австрию. Была трижды ранена. Награждена двумя орденами Красного Знамени, Отечественной вой-ны 2-й степени, многими медалями. В1990 году отважной фронтовичке было присвоено звание Героя Советского
Союза. После войны она закончила Ленинградский медицинский институт, многие годы работала врачом.
Весной 1943 года девятнадцатилетняя медсестра районной больницы Матрёна Нечипуркова стала санинструктором гвардейского полка. Первое боевое крещение приняла под Изюмом и Лозовой. Потом были Днепр, Висла, Одер. Отважная женщина спасла жизнь многим десяткам воинов. В Берлине сержанта Н.Ничепуркову представили к очередной награде. Командарм В.И.Чуйков на наградном листе написал: « За штурм Зееловских высот и уличные бои в районе рейхстага и имперской канцелярии… достойна ордена Славы 1-й степени».
Тысячи таких отважных женщин, которых бойцы тепло называли «сестрёнками», выносили под огнём с полей боёв раненых, выхаживали их в медсанбатах и госпиталях. И в том, что в годы войны была спасена жизнь более 10 миллионов бойцов и командиров, — огромная заслуга военных медиков.
- Согласитесь, Владимир Васильевич, с карьерой у вас дай бог каждому. И всё же в одиночку вряд ли добьёшься таких успехов.
- За долгие годы службы мне приходилось встречаться со многими людьми с большими званиями и должностями, крупными учёными и общественными деятелями. Но навсегда сохраню в памяти первых своих командиров. Старшина 2-й статьи Н. Прохоров, главный старшина И. Ветров, старший лейтенант И. Шевенин, майор И. Руденко, подполковник П. Анохин, полковник медицинской службы И.Верков привили мне уважение к дисциплине, военной службе. Как врач я всегда старался помочь тем, кто ко мне обращался. Как начальник выделял трудолюбивых, способных и добросовестных офицеров. Я ни разу не пожалел, что поступил в медицинскую академию и стал врачом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

424